По выбору судебных экспертов (организаций, учреждений) — различия между версиями
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 145: | Строка 145: | ||
4.4. НК РФ не содержит перечня оснований, по которым налогоплательщиком может быть заявлен отвод. Обстоятельства, указанные в ч. 1 ст. 23 АПК РФ, могут являться основанием для отвода эксперта в рамках налоговых правоотношений. | 4.4. НК РФ не содержит перечня оснований, по которым налогоплательщиком может быть заявлен отвод. Обстоятельства, указанные в ч. 1 ст. 23 АПК РФ, могут являться основанием для отвода эксперта в рамках налоговых правоотношений. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Документ в формате [https://srosovet.ru/content/editor/Metod/MR-expert.pdf PDF] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | <br /> | ||
+ | [[Category:методические разъяснения ЭС]] |
Текущая версия на 08:04, 7 февраля 2023
Методические разъяснения по выбору судебных экспертов (организаций, учреждений)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Методические разъяснения (далее - МР) носят рекомендательный характер при проведении процедуры выбора/назначения, отвода судебных экспертов (организаций, учреждений) при назначении финансово-экономической, оценочной судебной экспертизы, а также могут быть использованы при выборе специалистов в рамках проведения внесудебных экспертиз, в том числе при рецензировании заключений судебных экспертов. Отдельные положения настоящих МР могут быть использованы и при назначении других видов (родов) экспертиз.
1.2. Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства:
- государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами…(ст. 1);
- вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами (ч. 1 ст. 41).
Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме (ч. 1 ст. 8). Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к государственному судебному эксперту установлены, и определение уровня его квалификации осуществляется, в порядке ст. 13.
1.3. В соответствии с положениями процессуального законодательства (ст. 82 АПК РФ, ст. 79 ГПК РФ, ст. 77 КАС РФ, ст. 195 УПК РФ) производство экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам, обладающим специальными знаниями, необходимыми для ответа на поставленные вопросы. Выбор экспертного учреждения или эксперта находится в компетенции суда. «По смыслу процессуальных норм, регламентирующих порядок назначения экспертизы, определение конкретной экспертной организации является прерогативой суда, рассматривающего дело, и осуществляется на основе оценки совокупности всех фактов:
- возможности проведения заявленной экспертизы;
- квалификации экспертов;
- стоимости и сроков проведения экспертизы;
- местоположения экспертной организации и т.д.»
Вид процесса | Кому может быть поручено производство судебной экспертизы |
---|---|
Арбитражный |
Государственные судебно-экспертные учреждения не имеют приоритет при выборе экспертного учреждения/организации: «Суд не может отказать в проведении экспертизы в негосударственной экспертной организации, а равно лицом, обладающим специальными знаниями, но не являющимся работником экспертного учреждения (организации), только в силу того, что проведение соответствующей экспертизы может быть поручено государственному судебно-экспертному учреждению (п. 1)». Основания и критерии выбора: при поручении проведения экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, суд выясняет также сведения о его образовании, специальности, стаже работы, занимаемой должности и указывает их в определении о назначении экспертизы (п. 2)1. |
Гражданский (ч. 1 ст. 79 ГПК РФ) |
|
Административный (ч. 1 ст. 77 КАС РФ) |
|
Уголовный (ч. 2 ст. 195 УПК РФ) |
Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами. Основания и критерии выбора: при поручении производства экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, суду следует предварительно запросить сведения, касающиеся возможности производства данной экспертизы, а также сведения об эксперте, в том числе его фамилию, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы в качестве судебного эксперта и иные данные, свидетельствующие о его компетентности и надлежащей квалификации…. |
1.4. Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Компетентность (наличие компетенций) включает следующие основные составляющие: знать, уметь, владеть (способы деятельности).
1.5. Критерии и методы оценки квалификации в законодательстве РФ не раскрываются. При этом, например, по смыслу норм федерального закона и Правил квалификация участников закупки как нестоимостной критерий оценки (показатель) подразумевает под собой наличие:
- финансовых ресурсов;
- оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании;
- опыта работы, связанного с предметом контракта;
- деловой репутации;
- специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Соотношение значимости критериев оценки при закупке услуг по проведению экспертизы следующее: нестоимостной (квалификация) - 70 %, стоимостной (цена контракта) – 30 % , то есть устанавливается приоритет нестоимостных критериев над фактором предлагаемой цены.
1.6. Помимо судопроизводства налоговые органы в необходимых случаях могут привлекать на договорной основе экспертов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля. Данная внесудебная экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (ст. 95 НК РФ). При этом:
- экспертизу рыночной стоимости предмета контролируемой сделки (по спорам, связанным с применением раздела V.1 НК РФ) может провести лишь профессиональный оценщик;
- назначение экспертизы, выбор эксперта/экспертной организации в ходе налоговой проверки предоставляет полное право налоговому органу действовать по своему усмотрению. Ограничения установлены только при заявлении налогоплательщиком отвода эксперта.
2. КРИТЕРИИ ВЫБОРА ЭКСПЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Выбор экспертной организации рекомендуется осуществлять на основе следующих критериев:
2.1.1. Опыт работы:
- опыт проведения аналогичных внесудебных исследований/экспертиз;
- опыт судебной экспертизы;
- опыт подготовки аналогичных отчетов об оценке и экспертных заключений в рамках оценочной деятельности;
- срок с момента регистрации организации;
2.1.2. Профессиональное признание (места в профессиональных рейтингах, наличие профессиональных аккредитаций);
2.1.3. Сроки проведения экспертизы;
2.1.4. Цена (стоимость) проведения экспертизы.
2.2. При выборе кандидатуры судебного эксперта (организации, учреждения) в качестве основного, определяющего фактора следует рассматривать неценовые критерии качества, такие как: квалификация, компетенция, опыт проведения аналогичных экспертиз. Опыт является основой для профессиональной компетенции. Под опытом проведения аналогичных исследований/экспертиз следует понимать опыт выполнения работ, оказания услуг сопоставимого (схожего) с проводимой экспертизой характера. Например, при проведении судебной экспертизы по установлению стоимости акций или долей предприятий должен учитываться опыт по оценке бизнеса, в том числе в рассматриваемой отрасли. В соответствии с позицией Минэкономразвития России, в качестве документов, подтверждающих сведения по такому показателю, как опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, могут быть предоставленные в составе заявки копии выполненных аналогичных контрактов (договоров) за определенный период времени.
2.3. Цена проведения экспертизы не является главным и основным критерием отбора судебного эксперта, экспертной организации, учреждения, что подтверждается судебной практикой. Размер вознаграждения не является определяющим фактором при выборе судом кандидатуры эксперта: размер вознаграждения эксперту может учитываться при назначении экспертизы судом, но самая низкая стоимость вознаграждения не является необходимым условием для выбора экспертного учреждения (эксперта)».
2.4. Срок проведения экспертизы не является главным и основным критерием отбора экспертной организации.
2.5. В качестве ориентиров по цене и срокам могут использоваться отраслевые тарифные соглашения, стоимости нормо-часа в ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, а также сложившиеся рыночные условия.
3. КРИТЕРИИ ВЫБОРА ЭКСПЕРТА
3.1. Выбор эксперта рекомендуется осуществлять на основе следующих критериев (дополнительно к критериям цены и срока):
Критерий | Комментарий |
---|---|
Компетенция |
|
Опыт (подтверждение наличия квалификации, компетенции) |
|
Профессиональное признание |
|
3.2. Показатели наличия, сроков и размера страхования профессиональной ответственности, встречающиеся в судебной практике , не могут рассматриваться в качестве критериев выбора эксперта/экспертной организации. Данный вид страхования не распространяется на судебно-экспертную деятельность, а факт/размер/срок страхования не характеризуют компетенцию и квалификацию судебного эксперта (организации, учреждения).
4. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТВОДА ЭКСПЕРТА, ЭКСПЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
4.1. При производстве судебной экспертизы эксперт должен быть независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела (ч. 1 ст. 7).
4.2. Эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 70 УПК РФ, ст. 18 ГПК РФ, ст. 23 АПК РФ, ст. 33 КАС РФ).
4.3. В целях качественного выполнения экспертизы необходимо обращать внимание на следующие факты, являющиеся основанием для отвода некомпетентных, неквалифицированных или зависимых экспертов/экспертных организаций, учреждений:
• существенность и наличие непогашенных (неснятых/неисполненных) мер дисциплинарного воздействия (приостановление права осуществления оценочной деятельности, рекомендация об исключении) у эксперта ; • факты признания заключений эксперта ненадлежащим доказательством; • наличие отрицательных экспертных заключений СРО на отчеты эксперта; • отсутствие (недостаточность) профильного образования; • отсутствие квалификационных аттестатов; • отсутствие (недостаточность) профильного опыта; • зависимость/аффилированность от участников процесса, их представителей; • связь с экспертами, специалистами, оценщиками, экспертными и иными организациями, фигурирующими в деле (например, наличие имущественных, договорных, организационных, родственных отношений); • цена, несоразмерная трудоемкости / тарифам / рыночным ценам на проведение аналогичных экспертиз.
4.4. НК РФ не содержит перечня оснований, по которым налогоплательщиком может быть заявлен отвод. Обстоятельства, указанные в ч. 1 ст. 23 АПК РФ, могут являться основанием для отвода эксперта в рамках налоговых правоотношений.
Документ в формате PDF