Самолетик Зумберга — различия между версиями
Татьяна (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''1. Относительные корректировки.'''<br/> Для понимания основных принципов относительных ко…») |
(Для дальнейших расчетов примем: (Изменено окончание слова "дальнейших", ранее было "дальнейший") |
||
(не показано 6 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | + | <div class="noautonum">__TOC__</div> | |
+ | ==1. Относительные корректировки.== | ||
Для понимания основных принципов относительных корректировок необходимо запомнить две главные отправные точки:<br/> | Для понимания основных принципов относительных корректировок необходимо запомнить две главные отправные точки:<br/> | ||
* Относительная корректировка – это всегда отношение, всегда дробь, и это следует из самого определения (даже если в числителе разность или сумма, даже когда мы считаем 1 + 5%, получая в итоге 1,05, то сами расчеты выглядят как 100/100 + 5/100 = (100+5)/100); | * Относительная корректировка – это всегда отношение, всегда дробь, и это следует из самого определения (даже если в числителе разность или сумма, даже когда мы считаем 1 + 5%, получая в итоге 1,05, то сами расчеты выглядят как 100/100 + 5/100 = (100+5)/100); | ||
*В этой дроби необходимо чётко понимать, что к чему относится, что на что делится, что относительно чего, по отношению к чему. И этот момент – основополагающий. | *В этой дроби необходимо чётко понимать, что к чему относится, что на что делится, что относительно чего, по отношению к чему. И этот момент – основополагающий. | ||
− | Для | + | Для дальнейших расчетов примем:<br/> |
О – объект оценки;<br/> | О – объект оценки;<br/> | ||
А – объект-аналог <br/> | А – объект-аналог <br/> | ||
Строка 13: | Строка 14: | ||
(О - А) / А <br/> | (О - А) / А <br/> | ||
'''Это и есть первое главное правило относительных корректировок.'''<br> | '''Это и есть первое главное правило относительных корректировок.'''<br> | ||
− | Второе главное правило относится непосредственно к определению корректирующих коэффициентов в сравнительном подходе – '''аналог всегда в знаменателе,''' даже если в предыдущем примере он и был в числителе. Спросите: как это? Очень просто: не надо путать понятие «что от чего отличается» и понятие «величина корректировки сравнительного подхода». <br/> | + | '''Второе главное правило''' относится непосредственно к определению корректирующих коэффициентов в сравнительном подходе – '''аналог всегда в знаменателе,''' даже если в предыдущем примере он и был в числителе. Спросите: как это? Очень просто: не надо путать понятие «что от чего отличается» и понятие «величина корректировки сравнительного подхода». <br/> |
При определении корректировки в сравнительном подходе «аналог всегда снизу», мы же любим его… корректировать, а О не корректируем никогда. Мы ведь должны определить, на сколько О отличается от А, чтобы потом уменьшить или увеличить именно А, дабы нивелировать различия О и А. <br/> | При определении корректировки в сравнительном подходе «аналог всегда снизу», мы же любим его… корректировать, а О не корректируем никогда. Мы ведь должны определить, на сколько О отличается от А, чтобы потом уменьшить или увеличить именно А, дабы нивелировать различия О и А. <br/> | ||
Например, О стоит 80 д.е., а А стоит 100д.е. Разница – 20% (20 д.е., для удобства счёта). И чтобы нивелировать различия, мы должны 100 уменьшить на 20%. Если же мы разделим 100 на 80, то не получим эти самые -20%. Чтобы их получить, мы должны (80 – 100)/100, а не (100 – 80)/80. Но для того, чтобы проще было понять, целесообразно ввести новое понятие – ''относительную величину стоимости (или фактор стоимости)''. <br/> | Например, О стоит 80 д.е., а А стоит 100д.е. Разница – 20% (20 д.е., для удобства счёта). И чтобы нивелировать различия, мы должны 100 уменьшить на 20%. Если же мы разделим 100 на 80, то не получим эти самые -20%. Чтобы их получить, мы должны (80 – 100)/100, а не (100 – 80)/80. Но для того, чтобы проще было понять, целесообразно ввести новое понятие – ''относительную величину стоимости (или фактор стоимости)''. <br/> | ||
Строка 26: | Строка 27: | ||
А по условию А больше О именно на 30%, т.е. прибавив к О 30% мы должны получить А, и прибавив к 1 те самые 30%, получим 1,3 - наш А, равно как к 0,77 прибавив 30%, получим единицу. А вот к 0,7 прибавив 30%, единицу не получим.<br/> | А по условию А больше О именно на 30%, т.е. прибавив к О 30% мы должны получить А, и прибавив к 1 те самые 30%, получим 1,3 - наш А, равно как к 0,77 прибавив 30%, получим единицу. А вот к 0,7 прибавив 30%, единицу не получим.<br/> | ||
Если по условию задачи нам даны готовые стоимостные величины (например, удельная цена предложения О и А в зависимости от местоположения), то в данном случае для определения корректирующего коэффициента достаточно стоимостную величину О разделить на стоимостную величину А. Это и будет корректирующим коэффициентом для А.<br/> | Если по условию задачи нам даны готовые стоимостные величины (например, удельная цена предложения О и А в зависимости от местоположения), то в данном случае для определения корректирующего коэффициента достаточно стоимостную величину О разделить на стоимостную величину А. Это и будет корректирующим коэффициентом для А.<br/> | ||
− | + | ==2. Элементы визуализации для облегчения запоминания== | |
+ | |||
Полученные факторы стоимости для наглядности можно сводить в «бухгалтерский самолётик Дебет|Кредит»<br/> | Полученные факторы стоимости для наглядности можно сводить в «бухгалтерский самолётик Дебет|Кредит»<br/> | ||
− | {| class="wikitable" | + | {| class="wikitable" style="border: 2px solid white; text-align:center;" |
|- | |- | ||
! О !! А | ! О !! А | ||
|- | |- | ||
− | | | + | | style="width: 80px; height: 50px;"| ||style="width: 80px; height: 50px;" | |
+ | |- | ||
|}<br /> | |}<br /> | ||
Например, объект дороже аналога на 20%. База расчета (то, от чего ищутся отличия) – аналог (дороже чего, больше «чем что», относительно чего). Соответственно, аналог в данном случае равен единице, а объект дороже аналога на 20%, т.е. = 1 + 20% = 1,2 (120%). Заполняем таблицу.<br /> | Например, объект дороже аналога на 20%. База расчета (то, от чего ищутся отличия) – аналог (дороже чего, больше «чем что», относительно чего). Соответственно, аналог в данном случае равен единице, а объект дороже аналога на 20%, т.е. = 1 + 20% = 1,2 (120%). Заполняем таблицу.<br /> | ||
− | {| class="wikitable" | + | {| class="wikitable" style="border: 2px solid white; text-align:center;" |
|- | |- | ||
! О !! А | ! О !! А | ||
|- | |- | ||
− | | 1,2 || 1 | + | | style="width: 80px; height: 25px;"|1,2 || style="width: 80px; height: 25px;"|1 |
− | |||
− | |||
|}<br /> | |}<br /> | ||
− | |||
− | |||
Следующий пример: объект дешевле аналога на 10%. База расчета всё та же – аналог. Он равен единице, а объект дешевле на 10%, т.е. (100%-10%)/100% = 90% или 0,9. Заносим в таблицу:<br /> | Следующий пример: объект дешевле аналога на 10%. База расчета всё та же – аналог. Он равен единице, а объект дешевле на 10%, т.е. (100%-10%)/100% = 90% или 0,9. Заносим в таблицу:<br /> | ||
− | {| class="wikitable" | + | {| class="wikitable" style="border: 2px solid white; text-align:center;" |
|- | |- | ||
! О !! А | ! О !! А | ||
|- | |- | ||
− | | 1,2 || 1 | + | |style="width: 80px; height: 25px;"| 1,2 ||style="width: 80px; height: 25px;"| 1 |
|- | |- | ||
| 0,9 || 1 | | 0,9 || 1 | ||
Строка 59: | Строка 58: | ||
Теперь изменим условие: аналог дороже объекта на 15%. Объект – единица. Аналог – 1,15<br /> | Теперь изменим условие: аналог дороже объекта на 15%. Объект – единица. Аналог – 1,15<br /> | ||
− | {| class="wikitable" | + | {| class="wikitable" style="border: 2px solid white; text-align:center;" |
|- | |- | ||
! О !! А | ! О !! А | ||
|- | |- | ||
− | | 1,2 || 1 | + | | style="width: 80px; height: 25px;"|1,2 ||style="width: 80px; height: 25px;"| 1 |
|- | |- | ||
| 0,9 || 1 | | 0,9 || 1 | ||
Строка 72: | Строка 71: | ||
И последний пример: аналог дешевле объекта на 25%. Объект – вновь единица, а аналог = (1 -25%)/1 = 0,75<br /> | И последний пример: аналог дешевле объекта на 25%. Объект – вновь единица, а аналог = (1 -25%)/1 = 0,75<br /> | ||
− | {| class="wikitable" | + | {| class="wikitable" style="border: 2px solid white; text-align:center;" |
|- | |- | ||
! О !! А | ! О !! А | ||
|- | |- | ||
− | | 1,2 || 1 | + | |style="width: 80px; height: 25px;"| 1,2 ||style="width: 80px; height: 25px;"| 1 |
|- | |- | ||
| 0,9 || 1 | | 0,9 || 1 | ||
Строка 85: | Строка 84: | ||
|}<br /> | |}<br /> | ||
«Самолётик» нужен не только для того, чтобы расставить уже готовые относительные стоимости, но и чтобы определить непосредственно корректировку для сравнительного подхода. Если вертикальную черту «самолётика» заменить знаком деления «/», то мы и получим нужную корректировку, при которой «аналог всегда снизу». Вопрос: почему бы не повалить самолётик набок? Например, вот так:<br /> | «Самолётик» нужен не только для того, чтобы расставить уже готовые относительные стоимости, но и чтобы определить непосредственно корректировку для сравнительного подхода. Если вертикальную черту «самолётика» заменить знаком деления «/», то мы и получим нужную корректировку, при которой «аналог всегда снизу». Вопрос: почему бы не повалить самолётик набок? Например, вот так:<br /> | ||
+ | {| class="wikitable" style="border: 2px solid white; text-align:center;" | ||
+ | |- | ||
+ | ! О !!style="width: 150px; height: 25px;"| | ||
+ | |- | ||
+ | ! А !!style="width: 150px; height: 25px;"| | ||
+ | |} | ||
+ | <br /> | ||
+ | |||
+ | Ответ прост: вертикальный самолётик визуально напоминает таблицу сравнительного подхода, в которую сразу можно подставлять нужные величины:<br /> | ||
+ | {| class="wikitable" | ||
+ | |- | ||
+ | | style="width: 80px; height: 25px;"|О ||style="width: 80px; height: 25px;"| А1 || style="width: 80px; height: 25px;"|А2 ||style="width: 80px; height: 25px;"| А3 | ||
+ | |- | ||
+ | | 1,2 || 1 || || | ||
+ | |- | ||
+ | | 0,9 || || 1 || | ||
+ | |- | ||
+ | | 1 || || || 1,15 | ||
+ | |- | ||
+ | | 1 || || 0,75 || | ||
+ | |} | ||
+ | <br /> | ||
+ | |||
+ | И тогда, помня, что корректирующий коэффициент равен О/А, а величина корректировка равна (О-А)/А, или (О/А)-1, получим:<br /> | ||
+ | |||
+ | {| class="wikitable" | ||
+ | |- | ||
+ | | style="width: 200px; height: 25px;"| ||style="width: 80px; height: 25px;"| О || style="width: 80px; height: 25px;"|А1 ||style="width: 80px; height: 25px;"| А2||style="width: 80px; height: 25px;"| А3 | ||
+ | |- | ||
+ | | Относительная стоимость || 1,2 || 1 || || | ||
+ | |- | ||
+ | |Корректирующий коэфф. || || 1,2 || || | ||
+ | |- | ||
+ | | Корректировка || || +20%|| || | ||
+ | |- | ||
+ | | Относительная стоимость || 0,9 || || 1 || | ||
+ | |- | ||
+ | | Корректирующий коэфф. || || || 0,9 || | ||
+ | |- | ||
+ | | Корректировка || || ||-10% || | ||
+ | |- | ||
+ | | Относительная стоимость || 1 || || || 1,15 | ||
+ | |- | ||
+ | | Корректирующий коэфф. || || || ||0,8696 | ||
+ | |- | ||
+ | | Корректировка || || || ||-13,04% | ||
+ | |- | ||
+ | | Относительная стоимость || 1 || || 0,75 || | ||
+ | |- | ||
+ | | Корректирующий коэфф. || || || 1,333 || | ||
+ | |- | ||
+ | | Корректировка || || ||+33,3% || | ||
+ | |} | ||
+ | <br /> | ||
+ | Для аналога 1: <br /> | ||
+ | корректирующий коэфф.: 1,2/1 = 1,2;<br /> | ||
+ | Корректировка: 1,2/1 – 1 = +20% <br /> | ||
+ | <br /> | ||
+ | Для аналога 2: <br /> | ||
+ | корректирующий коэфф.: 0,9/1 = 0,9; <br /> | ||
+ | Корректировка: 0,9/1 – 1 = -10% <br /> | ||
+ | <br /> | ||
+ | Для аналога 3: <br /> | ||
+ | корректирующий коэфф.: 1/1,15 = 0,8696; <br /> | ||
+ | Корректировка: -13,04% <br /> | ||
+ | <br /> | ||
+ | Для аналога 4: <br /> | ||
+ | корректирующий коэфф.: 1/0,75 = 1,3333; <br /> | ||
+ | Корректировка: +33,33% <br /> | ||
+ | <br /> | ||
+ | ==3. Последовательные корректировки== | ||
+ | На экзамене присутствуют задачи, где необходимо определить сложные последовательные корректировки, т.е. различия указаны не к одной и той же величине, а к последующей (или предыдущей). <br /> | ||
+ | Например:<br /> | ||
+ | |||
+ | {| class="wikitable" | ||
+ | |- | ||
+ | | style="width: 200px; height: 25px;"| Стадия||style="width: 80px; height: 25px;"| Скидка | ||
+ | |- | ||
+ | | Начаты земляные работы|| -10% | ||
+ | |- | ||
+ | |Начато строительство надземной части|| -15% | ||
+ | |- | ||
+ | | Введен в эксплуатацию || 0% | ||
+ | |} | ||
+ | <br /> | ||
+ | |||
+ | Если по условиям задачи О и А являются соседними строками таблицы, то сложности не возникает. Например, О – «введен в эксплуатацию», а А – «начато строительство надземной части». База расчёта (основа для поиска различий) в данном случае – введен в эксплуатацию. Соответственно, О = 1, А = 1 – 15% = 0,85. Помня, что «аналог снизу», корректирующий коэффициент для аналога составит 1 / 0,85.<br /> | ||
+ | |||
+ | А если по условиям задачи корректировать придётся через стадию, например, О – «введён в эксплуатацию», а А – «начаты земляные работы», тогда удобнее сразу сделать таблицу стоимостей относительно предыдущей стадии, и относительно базовой величины.<br /> | ||
+ | |||
+ | {| class="wikitable" | ||
+ | |- | ||
+ | | style="width: 200px; height: 25px;"| Стадия||style="width: 80px; height: 25px;"| Скидка || Отн. пред. стадии||Отн. базовой стадии | ||
+ | |- | ||
+ | | Начаты земляные работы|| -10% ||0.9 || 0.765 | ||
+ | |- | ||
+ | |Начато строительство надземной части|| -15% ||0.85 ||0.85 | ||
+ | |- | ||
+ | | Введен в эксплуатацию || 0% ||1 ||1 | ||
+ | |} | ||
+ | <br /> | ||
+ | |||
+ | Стоимость стадии «начаты земляные работы» относительно базовой стадии «Введён в эксплуатацию» определена аналогично износу по мультипликативной модели:<br /> | ||
+ | |||
+ | 1 х (1 – 15%) х (1 – 10%) или 1 х 0,85 х 0,9<br /> | ||
+ | |||
+ | Другими словами, для того, чтобы определить стоимость «начаты земляные работы» относительно «введён в эксплуатацию», необходимо перемножить друг на друга все последующие стадии. И при условии, если О – «начаты земляные работы», а А – «введен в эксплуатацию», корректировка составит:<br /> | ||
− | + | 0,765 / 1 – 1 = -23,5%, но никак не (-10)+(-15)=-25%<br /> | |
− | |||
− | + | Примечание: если мы найдём различия 0,765 от 0,85, то получим те же самые -10%: 0,765/0,85 – 1 = -0,1 или -10%.<br /> | |
− | + | <br /> | |
− | |||
− | 0, | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | + | [[Category:Основы]] | |
− | |||
− | |||
− | |||
− |
Текущая версия на 05:42, 8 августа 2018
1. Относительные корректировки.
Для понимания основных принципов относительных корректировок необходимо запомнить две главные отправные точки:
- Относительная корректировка – это всегда отношение, всегда дробь, и это следует из самого определения (даже если в числителе разность или сумма, даже когда мы считаем 1 + 5%, получая в итоге 1,05, то сами расчеты выглядят как 100/100 + 5/100 = (100+5)/100);
- В этой дроби необходимо чётко понимать, что к чему относится, что на что делится, что относительно чего, по отношению к чему. И этот момент – основополагающий.
Для дальнейших расчетов примем:
О – объект оценки;
А – объект-аналог
Например, насколько 100 отличается от 90. Здесь главное – понять, что отличается от чего? В данном случае, как 100 относится к 90? На сколько 100 больше (или меньше), базового значения - 90? Иными словами, в относительных корректировках самое главное – определить знаменатель дроби. Знаменатель – это база расчета, это то, от чего необходимо найти отличия, и если не указано конкретное значение, то это единица. В нашем примере основа для сравнения – 90. Необходимо определить насколько именно от этой основы (базы) отличается другая величина: (100-90)/90.
Если же вопрос звучит: насколько 90 отличается от 100, то и расчёт будет выглядеть совершенно иначе – в знаменателе будет 100: (90-100)/100, поскольку мы определяем отличие именно от ста.
Таким образом, если по условиям задачи дано, что «аналог дороже (или дешевле), чем объект оценки», то «чем что» и является знаменателем, именно от этого и ищем отличия, и получим:
(А - О) / О
Если же по условию «объект оценки дешевле (или дороже), чем аналог», то получим:
(О - А) / А
Это и есть первое главное правило относительных корректировок.
Второе главное правило относится непосредственно к определению корректирующих коэффициентов в сравнительном подходе – аналог всегда в знаменателе, даже если в предыдущем примере он и был в числителе. Спросите: как это? Очень просто: не надо путать понятие «что от чего отличается» и понятие «величина корректировки сравнительного подхода».
При определении корректировки в сравнительном подходе «аналог всегда снизу», мы же любим его… корректировать, а О не корректируем никогда. Мы ведь должны определить, на сколько О отличается от А, чтобы потом уменьшить или увеличить именно А, дабы нивелировать различия О и А.
Например, О стоит 80 д.е., а А стоит 100д.е. Разница – 20% (20 д.е., для удобства счёта). И чтобы нивелировать различия, мы должны 100 уменьшить на 20%. Если же мы разделим 100 на 80, то не получим эти самые -20%. Чтобы их получить, мы должны (80 – 100)/100, а не (100 – 80)/80. Но для того, чтобы проще было понять, целесообразно ввести новое понятие – относительную величину стоимости (или фактор стоимости).
Другими словами, для того, чтобы определить корректировку сравнительного подхода, необходимо сначала определить относительные стоимости (факторы стоимости) О и А, приняв за единицу величину стоимости, относительно которой определяются отличия (ту самую, которая «дороже чем что», или «дешевле чего»), а уже после этого жёстко соблюсти правило «аналог всегда снизу», и разделить полученную относительную стоимость О на относительную стоимость А.
Например, А дороже О на 30%. Дороже чего? Дороже О. О = 1. А = 1 +30% = 1,3.
И теперь, чтобы определить корректирующих коэффициент, мы должны
О / А = 1 / 1,3 = 0,77 (или «минус» 23% )
И это является одной из самых частых ошибок экзамена. Весьма часто, для того, чтобы определить корректировку для данного примера, экзаменуемые попросту уменьшают величину А на 30%, поскольку «он же дороже на 30%, значит его надо уменьшить на 30%).
И это является ошибкой. Вспомните НДС: чтобы его добавить, надо прибавить к базе расчёта 18%, а чтобы его вычленить из стоимости с НДС, нельзя просто вычесть 18%, необходимо разделить на 1,18.
Чтобы себя проверить, вычтите из А (взяв любое значение стоимости) 30%, получив якобы стоимость О, а потом к этой стоимости О вновь прибавьте 30%.
Получили первоначальную стоимость А? Нет!
А по условию А больше О именно на 30%, т.е. прибавив к О 30% мы должны получить А, и прибавив к 1 те самые 30%, получим 1,3 - наш А, равно как к 0,77 прибавив 30%, получим единицу. А вот к 0,7 прибавив 30%, единицу не получим.
Если по условию задачи нам даны готовые стоимостные величины (например, удельная цена предложения О и А в зависимости от местоположения), то в данном случае для определения корректирующего коэффициента достаточно стоимостную величину О разделить на стоимостную величину А. Это и будет корректирующим коэффициентом для А.
2. Элементы визуализации для облегчения запоминания
Полученные факторы стоимости для наглядности можно сводить в «бухгалтерский самолётик Дебет|Кредит»
О | А |
---|---|
Например, объект дороже аналога на 20%. База расчета (то, от чего ищутся отличия) – аналог (дороже чего, больше «чем что», относительно чего). Соответственно, аналог в данном случае равен единице, а объект дороже аналога на 20%, т.е. = 1 + 20% = 1,2 (120%). Заполняем таблицу.
О | А |
---|---|
1,2 | 1 |
Следующий пример: объект дешевле аналога на 10%. База расчета всё та же – аналог. Он равен единице, а объект дешевле на 10%, т.е. (100%-10%)/100% = 90% или 0,9. Заносим в таблицу:
О | А |
---|---|
1,2 | 1 |
0,9 | 1 |
Теперь изменим условие: аналог дороже объекта на 15%. Объект – единица. Аналог – 1,15
О | А |
---|---|
1,2 | 1 |
0,9 | 1 |
1 | 1,15 |
И последний пример: аналог дешевле объекта на 25%. Объект – вновь единица, а аналог = (1 -25%)/1 = 0,75
О | А |
---|---|
1,2 | 1 |
0,9 | 1 |
1 | 1,15 |
1 | 0,75 |
«Самолётик» нужен не только для того, чтобы расставить уже готовые относительные стоимости, но и чтобы определить непосредственно корректировку для сравнительного подхода. Если вертикальную черту «самолётика» заменить знаком деления «/», то мы и получим нужную корректировку, при которой «аналог всегда снизу». Вопрос: почему бы не повалить самолётик набок? Например, вот так:
О | |
---|---|
А |
Ответ прост: вертикальный самолётик визуально напоминает таблицу сравнительного подхода, в которую сразу можно подставлять нужные величины:
О | А1 | А2 | А3 |
1,2 | 1 | ||
0,9 | 1 | ||
1 | 1,15 | ||
1 | 0,75 |
И тогда, помня, что корректирующий коэффициент равен О/А, а величина корректировка равна (О-А)/А, или (О/А)-1, получим:
О | А1 | А2 | А3 | |
Относительная стоимость | 1,2 | 1 | ||
Корректирующий коэфф. | 1,2 | |||
Корректировка | +20% | |||
Относительная стоимость | 0,9 | 1 | ||
Корректирующий коэфф. | 0,9 | |||
Корректировка | -10% | |||
Относительная стоимость | 1 | 1,15 | ||
Корректирующий коэфф. | 0,8696 | |||
Корректировка | -13,04% | |||
Относительная стоимость | 1 | 0,75 | ||
Корректирующий коэфф. | 1,333 | |||
Корректировка | +33,3% |
Для аналога 1:
корректирующий коэфф.: 1,2/1 = 1,2;
Корректировка: 1,2/1 – 1 = +20%
Для аналога 2:
корректирующий коэфф.: 0,9/1 = 0,9;
Корректировка: 0,9/1 – 1 = -10%
Для аналога 3:
корректирующий коэфф.: 1/1,15 = 0,8696;
Корректировка: -13,04%
Для аналога 4:
корректирующий коэфф.: 1/0,75 = 1,3333;
Корректировка: +33,33%
3. Последовательные корректировки
На экзамене присутствуют задачи, где необходимо определить сложные последовательные корректировки, т.е. различия указаны не к одной и той же величине, а к последующей (или предыдущей).
Например:
Стадия | Скидка |
Начаты земляные работы | -10% |
Начато строительство надземной части | -15% |
Введен в эксплуатацию | 0% |
Если по условиям задачи О и А являются соседними строками таблицы, то сложности не возникает. Например, О – «введен в эксплуатацию», а А – «начато строительство надземной части». База расчёта (основа для поиска различий) в данном случае – введен в эксплуатацию. Соответственно, О = 1, А = 1 – 15% = 0,85. Помня, что «аналог снизу», корректирующий коэффициент для аналога составит 1 / 0,85.
А если по условиям задачи корректировать придётся через стадию, например, О – «введён в эксплуатацию», а А – «начаты земляные работы», тогда удобнее сразу сделать таблицу стоимостей относительно предыдущей стадии, и относительно базовой величины.
Стадия | Скидка | Отн. пред. стадии | Отн. базовой стадии |
Начаты земляные работы | -10% | 0.9 | 0.765 |
Начато строительство надземной части | -15% | 0.85 | 0.85 |
Введен в эксплуатацию | 0% | 1 | 1 |
Стоимость стадии «начаты земляные работы» относительно базовой стадии «Введён в эксплуатацию» определена аналогично износу по мультипликативной модели:
1 х (1 – 15%) х (1 – 10%) или 1 х 0,85 х 0,9
Другими словами, для того, чтобы определить стоимость «начаты земляные работы» относительно «введён в эксплуатацию», необходимо перемножить друг на друга все последующие стадии. И при условии, если О – «начаты земляные работы», а А – «введен в эксплуатацию», корректировка составит:
0,765 / 1 – 1 = -23,5%, но никак не (-10)+(-15)=-25%
Примечание: если мы найдём различия 0,765 от 0,85, то получим те же самые -10%: 0,765/0,85 – 1 = -0,1 или -10%.