1.9. — различия между версиями
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 92: | Строка 92: | ||
|- | |- | ||
|2 | |2 | ||
+ | | | ||
Совет по оценочной деятельности при Министерстве экономического развития РФ – ст. 19 [[http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586/610485a514d4b676927907cf1d0e98b121407363/ 1]] | Совет по оценочной деятельности при Министерстве экономического развития РФ – ст. 19 [[http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586/610485a514d4b676927907cf1d0e98b121407363/ 1]] | ||
| | | | ||
Строка 101: | Строка 102: | ||
|- | |- | ||
|3 | |3 | ||
+ | | | ||
Национальный совет по оценочной деятельности (НСОД, Национальное объединение СРОО) – ст. 24.10 [[http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586/610485a514d4b676927907cf1d0e98b121407363/ 1]] | Национальный совет по оценочной деятельности (НСОД, Национальное объединение СРОО) – ст. 24.10 [[http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586/610485a514d4b676927907cf1d0e98b121407363/ 1]] | ||
| | | | ||
Строка 114: | Строка 116: | ||
|- | |- | ||
|4 | |4 | ||
+ | | | ||
Саморегулируемые организации оценщиков (СРОО) – ст. 22.1 [[http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586/610485a514d4b676927907cf1d0e98b121407363/ 1]] | Саморегулируемые организации оценщиков (СРОО) – ст. 22.1 [[http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586/610485a514d4b676927907cf1d0e98b121407363/ 1]] | ||
| | | | ||
Строка 124: | Строка 127: | ||
* ведение реестра членов СРОО и предоставление доступа к информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам; | * ведение реестра членов СРОО и предоставление доступа к информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам; | ||
* организация информационного и методического обеспечения своих членов. | * организация информационного и методического обеспечения своих членов. | ||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | 1.1.10.2. Стандарты оценочной деятельности (ст. 20 [[http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586/610485a514d4b676927907cf1d0e98b121407363/ 1]]). | ||
+ | Стандартами оценочной деятельности определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности. | ||
+ | Стандарты оценочной деятельности подразделяются на федеральные стандарты оценки, стандарты и правила оценочной деятельности. Разработка федеральных стандартов оценки осуществляется на основе международных стандартов оценки. | ||
+ | Федеральные стандарты оценки, за исключением федеральных стандартов оценки, устанавливающих требования к определению кадастровой стоимости, разрабатываются НСОД и (или) СРОО и представляются на рассмотрение в совет по оценочной деятельности в сроки, предусмотренные программой разработки федеральных стандартов оценки. | ||
+ | В случае, если НСОД не представило разработанный проект федерального стандарта оценки на рассмотрение в совет по оценочной деятельности в срок, предусмотренный программой разработки федеральных стандартов оценки, проект соответствующего федерального стандарта оценки разрабатывается и после его рассмотрения советом по оценочной деятельности утверждается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. | ||
+ | |||
+ | 1.1.10.3. Требования к членству в саморегулируемой организации оценщиков (ст. 24 [[http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586/610485a514d4b676927907cf1d0e98b121407363/ 1]]). | ||
+ | Обязательными условиями членства в СРОО являются: | ||
+ | * наличие высшего образования и (или) профессиональной переподготовки в области оценочной деятельности; | ||
+ | * отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; | ||
+ | * наличие квалификационного аттестата (с 01.07.2017 г.; для лиц, являющихся членами СРОО по состоянию на 01.01. 2017 г. – с 01.04.2018 г. ). | ||
+ | |||
+ | 1.1.10.4. Органы саморегулируемой организации оценщиков (ст. 24.2 [[http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586/610485a514d4b676927907cf1d0e98b121407363/ 1]]) | ||
+ | |||
+ | {| class="wikitable" | ||
+ | |+Таблица 6 | ||
+ | |- | ||
+ | |'''№ п/п''' | ||
+ | |'''Орган''' | ||
+ | |'''Комментарий''' | ||
+ | |- | ||
+ | |1 | ||
+ | | | ||
+ | Общее собрание членов СРОО | ||
+ | | | ||
+ | Высший орган управления СРОО. | ||
+ | Созывается не реже чем один раз в год. | ||
+ | |- | ||
+ | |2 | ||
+ | | | ||
+ | Коллегиальный орган управления СРОО | ||
+ | (обычно – Совет) | ||
+ | | | ||
+ | Осуществляет управление СРОО между общими собраниями членов СРОО, в т.ч.: | ||
+ | * принятие в члены саморегулируемой организации оценщиков, прекращение членства в саморегулируемой организации оценщиков; | ||
+ | * рассмотрение и утверждение рекомендации об исключении члена из саморегулируемой организации оценщиков или отклонение указанной рекомендации; | ||
+ | * приостановление права осуществления оценочной деятельности по заявлению члена саморегулируемой организации оценщиков, восстановление этого права. | ||
+ | Не более чем двадцать пять процентов членов коллегиального органа управления СРОО должны составлять лица, не являющиеся членами СРОО и (или) их аффилированными лицами. | ||
+ | |- | ||
+ | |3 | ||
+ | | | ||
+ | Структурное подразделение, осуществляющее контроль за соблюдением членами СРОО требований законодательства об оценочной деятельности | ||
+ | (обычно – Департамент контроля) | ||
+ | | | ||
+ | Осуществляет плановые и внеплановые проверки членов СРОО | ||
+ | |- | ||
+ | |4 | ||
+ | | | ||
+ | Дисциплинарный комитет | ||
+ | | | ||
+ | Рассматривает жалобы на нарушение членами СРОО требований законодательства об оценочной деятельности. | ||
+ | Принимает решение о применении мер дисциплинарного взысканий. | ||
+ | |- | ||
+ | |5 | ||
+ | | | ||
+ | Экспертный совет | ||
+ | | | ||
+ | Члены экспертного совета проводят экспертизу отчетов об оценке. | ||
|} | |} |
Текущая версия на 10:08, 15 ноября 2017
Формулировка темы имеет общий характер. Вопросам судебной экспертизы посвящен Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» [14], ряд Кодексов [11, 12, 13], постановления пленумов судов высших инстанций [22 – 23]. Далее в данном разделе приводится выжимка из [14], относящаяся к сущностным вопросам судебной экспертизы.
1.9.1. Независимость эксперта (ст. 7 [14]) При производстве судебной экспертизы Эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями. Не допускается воздействие на Эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц. Лица, виновные в оказании воздействия на Эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством РФ.
1.9.2. Объективность, всесторонность и полнота исследований (ст. 8 [14]). Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
1.9.3. Обязанности Эксперта (ст. 16 [14]).
1.9.3.1. Эксперт обязан:
- принять к производству порученную ему руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу;
- провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;
- составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;
- не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в т.ч. сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
- обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела;
мЭксперт также исполняет обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.
1.9.3.2. Эксперт не вправе:
- принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения;
- осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;
- вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;
- самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;
- сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших;
- уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.
Эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от производства порученной им судебной экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с производством судебной экспертизы, осуществить оплату назначенной экспертизы до ее проведения.
1.9.4. Права эксперта (ст. 17 [14]). Эксперт вправе:
- ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;
- делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;
- обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права Эксперта
Эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.
1.9.5. Заключение Эксперта или комиссии Экспертов и его содержание (ст. 25 [14]) На основании проведенных исследований с учетом их результатов Эксперт от своего имени или комиссия Экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью государственного судебно-экспертного учреждения. В заключении Эксперта или комиссии Экспертов должны быть отражены:
- время и место производства судебной экспертизы;
- основания производства судебной экспертизы;
- сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;
- сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об Эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;
- предупреждение Эксперта в соответствии с законодательством РФ об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
- вопросы, поставленные перед Экспертом или комиссией экспертов;
- объекты исследований и материалы дела, представленные Эксперту для производства судебной экспертизы;
- сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;
- содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
- оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
Материалы, иллюстрирующие заключение Эксперта или комиссии Экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.
1.9.6. Заведомо ложные … заключение или показание Эксперта … наказываются штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 3 месяцев (ст. 307 УК РФ). Те же деяния, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, – наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
1.9.7. Эксперт вправе отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы его специальных знаний, а также в случае, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения (ст. 55 АПК РФ [11]).
1.9.8. Эксперт обязан заявить самоотвод в случае, если (ст. 21-24 АПК [11]):
- является родственником лица, участвующего в деле, или его представителя;
- лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности;
- находится или ранее находился в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле, или его представителя;
- делал публичные заявления или давал оценку по существу рассматриваемого дела;
- проводил ревизию или проверку, материалы которых стали поводом для обращения в арбитражный суд или используются при рассмотрении дела.
1.9.9. На что обратить внимание в практической деятельности.
1.9.9.1. Объем прав, обязанностей и ответственность Эксперта зависит от назначаемого процессуального законодательства в рамках конкретного дела. Сравнение положений [14], ряд Кодексов [11, 12, 13] в части прав, обязанностей и ответственности Эксперта приведено в [24].
1.9.9.2. Результатом деятельности судебного Эксперта является Заключение судебного эксперта, на которое не распространяются требования Закона об оценке. Положения нормативных-правовых актов в сфере оценочной деятельности следует использовать только в части методологии.
1.1.10. Регулирование оценочной деятельности.
1.1.10.1. Субъекты регулирования оценочной деятельности
№ п/п | Субъект | Основные функции |
1 |
Министерство экономического развития Российской Федерации (МЭР) – ст. 19 [1] |
Государственное регулирование оценочной деятельности, в т.ч.:
|
2 |
Совет по оценочной деятельности при Министерстве экономического развития РФ – ст. 19 [1] |
|
3 |
Национальный совет по оценочной деятельности (НСОД, Национальное объединение СРОО) – ст. 24.10 [1] |
|
4 |
Саморегулируемые организации оценщиков (СРОО) – ст. 22.1 [1] |
|
1.1.10.2. Стандарты оценочной деятельности (ст. 20 [1]). Стандартами оценочной деятельности определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности. Стандарты оценочной деятельности подразделяются на федеральные стандарты оценки, стандарты и правила оценочной деятельности. Разработка федеральных стандартов оценки осуществляется на основе международных стандартов оценки. Федеральные стандарты оценки, за исключением федеральных стандартов оценки, устанавливающих требования к определению кадастровой стоимости, разрабатываются НСОД и (или) СРОО и представляются на рассмотрение в совет по оценочной деятельности в сроки, предусмотренные программой разработки федеральных стандартов оценки. В случае, если НСОД не представило разработанный проект федерального стандарта оценки на рассмотрение в совет по оценочной деятельности в срок, предусмотренный программой разработки федеральных стандартов оценки, проект соответствующего федерального стандарта оценки разрабатывается и после его рассмотрения советом по оценочной деятельности утверждается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
1.1.10.3. Требования к членству в саморегулируемой организации оценщиков (ст. 24 [1]). Обязательными условиями членства в СРОО являются:
- наличие высшего образования и (или) профессиональной переподготовки в области оценочной деятельности;
- отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
- наличие квалификационного аттестата (с 01.07.2017 г.; для лиц, являющихся членами СРОО по состоянию на 01.01. 2017 г. – с 01.04.2018 г. ).
1.1.10.4. Органы саморегулируемой организации оценщиков (ст. 24.2 [1])
№ п/п | Орган | Комментарий |
1 |
Общее собрание членов СРОО |
Высший орган управления СРОО. Созывается не реже чем один раз в год. |
2 |
Коллегиальный орган управления СРОО (обычно – Совет) |
Осуществляет управление СРОО между общими собраниями членов СРОО, в т.ч.:
Не более чем двадцать пять процентов членов коллегиального органа управления СРОО должны составлять лица, не являющиеся членами СРОО и (или) их аффилированными лицами. |
3 |
Структурное подразделение, осуществляющее контроль за соблюдением членами СРОО требований законодательства об оценочной деятельности (обычно – Департамент контроля) |
Осуществляет плановые и внеплановые проверки членов СРОО |
4 |
Дисциплинарный комитет |
Рассматривает жалобы на нарушение членами СРОО требований законодательства об оценочной деятельности. Принимает решение о применении мер дисциплинарного взысканий. |
5 |
Экспертный совет |
Члены экспертного совета проводят экспертизу отчетов об оценке. |