Движимое имущество:Раздел 4. Сравнительный подход к оценке — различия между версиями
(→4.3. Корректирование цен аналогов) |
(→4.3. Корректирование цен аналогов) |
||
Строка 136: | Строка 136: | ||
<tex> \cyr k = \frac {\cyr Poteri_{CHOD}{R} </tex> | <tex> \cyr k = \frac {\cyr Poteri_{CHOD}{R} </tex> | ||
:: где: | :: где: | ||
− | : <tex> \cyr | + | : <tex> \cyr Poteri</tex><tex>_{ \ tiny CHOD </tex> – потери чистого операционного дохода, обусловленные различием в значениях ценообразующего параметра, ден. ед./год; |
: <tex> R </tex> – ставка капитализации, доли ед. | : <tex> R </tex> – ставка капитализации, доли ед. | ||
|- | |- |
Версия 15:37, 29 ноября 2017
4.1. Методы сравнительного подхода
4.1.1. Метод прямого сравнения с объектом-аналогом (метод сравнения продаж) – основной метод сравнительного подхода, в рамках которого для целей оценки подбираются объекты-аналоги, обладающие максимально схожими характеристиками, а затем, если между объектами-аналогами и объектом оценки есть различия, вносятся корректировки к ценам объектов-аналогов.
4.1.2. Метод сравнительной единицы (метод расчета по удельному ценовому показателю /по «цене» единицы главного ценообразующего параметра) – метод сравнительной единицы предполагает расчет стоимости воспроизводства/замещения сравнительной единицы (1 ед, 1 КВт и др.) аналогичного объекта. Для расчета полной стоимости воспроизводства/замещения оцениваемого объекта скорректированная стоимость единицы сравнения умножается на количество единиц.
4.1.3. Метод расчета по корреляционно-регрессионным моделям полезностного типа – используется для оценки множества однотипных объектов, различающихся значениями отдельных параметров. Математически описывает связь основных технических и функциональных параметров и цены (стоимости) объектов.
4.2. Выбор аналогов
4.2.1. Объект-аналог – объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (п. 10 ФСО №1 [2]).
Аналог классификационный – оцениваемый объект и объект сравнения относятся к одной классификационной группе машин по назначению, принципу действия, конструктивному исполнению и техническим характеристикам.
Аналог функциональный – оцениваемый объект и объект сравнения обладают сходством назначения, т.е. они способны выполнять одинаковые функции. При этом могут отличаться по конструкции, принципу действия, потребляемым ресурсам.
Факторы стоимости (элементы сравнения) – качественные и количественные характеристики объекта недвижимости изменение которых приводит к изменению его стоимостной оценки.
Комментарии к определению «объект-аналог»:
№ п/п | Фрагмент определения | Комментарий |
---|---|---|
1 | … сходный объекту оценки … | Критерием схожести является разница в значениях факторов стоимости объекта оценки и объектов-аналогов.
В общем виде:
Пороговое значение схожести (аналог / не аналог) определяется индивидуально – зависит от значений ценообразующих параметров объекта оценки, объектов-аналогов и рыночной конъюнктуры. |
2 | … по основным … характеристикам… | Основные характеристики, влияющие на стоимость = существенные факторы стоимости \rightarrow критерий существенности.
Критерий существенности зависит от [7, 8]:
|
3 | … и другим характеристикам … | К другим характеристикам, выходящим за рамки групп «экономические», «материальные» и «технические» может быть отнесена группа правовых характеристик: объем прав на объект оценки и его составные части, наличие обременений. |
4.2.2. Критерии выбора объектов-аналогов:
№ п/п | Критерий | Комментарий |
---|---|---|
1 | Обеспечение максимальной точности расчетов | При прочих равных условиях следует выбрать такие аналоги, различия в ценообразующих характеристиках которых с объектом оценки могут быть учтены максимально точно. |
2 | Информация по объектам-аналогам должна описывать все существенные факторы стоимости. | См. п. 2 табл. 11. |
3 | Значения существенных факторов стоимости должны быть близки к объекту оценки. | См. п. 1 табл. 11. |
4 | Выборка объектов-аналогов должна быть репрезентативна текущей ситуации на рынке. | Репрезентативность – соответствие характеристик выборки данных, используемых в расчете характеристикам, генеральной совокупности данных в целом (всех потенциально доступных данных в определенном сегменте рынка). Репрезентативность определяет, насколько возможно распространять результаты моделирования на основе определенной выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была взята.
При некотором упрощении, ближайшим аналогом термина «репрезентативность» из математической статистики является «достаточность» из законодательства об оценочной деятельности. |
5 | Источники получения информации по объектам-аналогам должны быть открытыми, либо информация должна быть документально подтверждена. | Текст ячейки |
6 | Следует использовать аналоги, существенное различие в цене которых относительно друг друга могут быть объяснены известными значениями факторов стоимости. | Должны быть понятны причины отличия цен объектов-аналогов (с учетом рыночной волатильности). |
7 | Следует использовать аналоги, различия в факторах стоимости которых могут быть учтены в расчетах. | Ряд различий в факторах стоимости не могут быть учтены в расчетах в связи с отсутствием необходимых аналитических и статистических данных.
Подобные аналоги не рекомендуется использовать в расчетах. |
4.3. Корректирование цен аналогов
4.3.1. Направление внесения корректировок:
- повышающая корректировка – вносится в цену объекта-аналога, если значение его фактора стоимости хуже, чем у объекта оценки (объект оценки дороже аналога);
- понижающая корректировка – вносится в цену объекта-аналога, если значение его фактора стоимости лучше, чем у объекта оценки (объект оценки дешевле аналога).
4.3.2. Основные группы корректировок, применяемых в сравнительном подходе к оценке машин и оборудования:
№ п/п | Наименование | Комментарий |
---|---|---|
Характеристики сделки | ||
1 | Дата оферты /сделки | Учитывает изменение стоимости с даты оферты /сделки объекта-аналога до даты оценки. |
2 | Тип информации | Сделка / предложение. |
3 | Условия финансирования | Например:
|
4 | Базис поставки | |
5 | Необходимость уплаты дополнительных платежей | Например:
|
Характеристика передаваемых прав | ||
6 | Передаваемые права на объект и его составные части | |
7 | Обременения | |
Физические характеристики | ||
8 | Производительность | |
9 | Мощность | |
10 | Техническое состояние | |
11 | Комплектация | Например, наличие запасных частей |
4.3.3. В зависимости от характера влияния на стоимость корректировки подразделяют на:
- денежные (абсолютные) – денежная сумма, в которую оценивается различие в характеристиках объекта аналога и объекта оценки. Денежная корректировка может применяться:
- к цене объекта аналога в целом;
- к единице сравнения (например, к цене ед, КВт).
- процентная (относительный) – корректировка, вносимая путем умножения цены продажи объекта аналога или его единицы сравнения на коэффициент, отражающий степень различия в характеристиках объекта-аналога и оцениваемого объекта.
4.3.4. Основными методами определения величины корректировок являются:
№ п/п | Наименование | Комментарий |
---|---|---|
1 | На основе аналитических / статистических данных | Прямое определение величины корректировки, например, по данным аналитических исследований и справочников, в которых указывается размер корректировки для конкретной ситуации. |
2 | Метод компенсационных издержек | =
|
3 | Парное сравнение продаж |
|
4 | Метод капитализации потерь |
|
5 | Регрессионный анализ | |
6 | Группа экспертных методик | Например:
|