5.2. Метод рынка капитала (метод компаний-аналогов) — различия между версиями
Heilinka (обсуждение | вклад) |
Heilinka (обсуждение | вклад) |
||
Строка 42: | Строка 42: | ||
Определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия основано на использовании ценовых мультипликаторов. | Определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия основано на использовании ценовых мультипликаторов. | ||
''Ценовой мультипликатор'' — это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой. Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие. | ''Ценовой мультипликатор'' — это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой. Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие. | ||
− | [[http://kvalexam.ru/index.php/5.4._Расчет_мультипликаторов | + | [[http://kvalexam.ru/index.php/5.4._Расчет_мультипликаторов]] |
Версия 15:32, 2 января 2018
Метод рынка капитала основан на информации о ценах акций аналогичных компаний открытого типа на мировых фондовых рынках. Метод является частным случаем метода сделок (п. 5.3). В чистом виде используется для оценки миноритарных пакетов акций.
Данный метод основан на рыночных ценах акций сходных предприятий. Предполагается, что инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти предприятия, либо в оцениваемое им предприятие. Практика применения данного метода предполагает определенную последовательность этапов и выполнение стандартных процедур.
Содержание
Первый этап. Сбор информации по оцениваемой компании.
Необходимо получить финансовую отчетность оцениваемой компании за репрезентативный период. Длительность в каждом конкретном случае определяется индивидуально, но общее требование – он должен охватывать период деятельности предприятия, чтобы выявить существующие в его развитии закономерности и тенденции. Как правило, продолжительность анализируемого периода от 2 до 5 лет. Данная отчетность должна быть трансформирована, нормализована и проанализирована.
Второй этап. Сбор информации по компаниям- аналогам.
Для проведения оценки бизнеса данным методом необходимо собрать по компаниям–аналогам общую финансовую и технико-экономическую информацию, сведения о ставках дохода по альтернативным капиталовложениям, об операциях со свободно обращающимися акциями, о слияниях и поглощениях компаний в данной отрасли. Для этого проводят маркетинговые исследования, изучают специализированные СМИ и материалы консалтинговых фирм и рейтинговых агентств. Финансовая информация может быть получена и на основании письменного запроса либо непосредственно на предприятии в ходе собеседования.
Отбор предприятий для сравнения производят по следующим критериям:
- принадлежность к той или иной отрасли;
- вид выпускаемой продукции или услуг;
- диверсификация продукции или услуг;
- стадия развития компаний;
- географические факторы;
- размеры предприятий;
- стратегия их деятельности и перспективы развития;
- финансовые характеристики.
Важная составляющая часть оценки по данному методу — анализ финансового положения предприятий и сопоставление полученных результатов с оцениваемым предприятием. Финансовый анализ при этом включает:
- анализ структуры капитала;
- анализ ликвидности;
- сопоставление балансовых отчетов, отчетов о прибылях и убытках;
- анализ дохода на активы, на собственный капитал и т.д.
Система аналитических показателей и критериев сравнения, используемых при анализе финансового положения предприятия, так же как и методология оценки стоимости предприятия в целом, зависит от целей и функций оценки. Например, при оценке влияния системы налогообложения на результаты оценки предприятия наиболее важными показателями являются: структура имущества предприятия и рентабельность активов и продукции. При купле-продаже предприятия: платежеспособность предприятия, ликвидность активов, динамика рентабельности; при реорганизации предприятия — деловая активность, структура капитала.
Установление периода, за который производится финансовый анализ, также зависит от цели и методов оценки. Стоимость предприятия в целях его реорганизации или купли-продажи основывается преимущественно на прогнозных оценках, тогда как для целей налогообложения используются в основном данные о текущей деятельности предприятия.
При составлении финансового отчета о деятельности предприятия, как правило, исходят из основных принципов ведения бухгалтерского учета, установленных «Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ». Однако общие правила и принципы конкретизируются исходя из условий и особенностей деятельности на каждом предприятии, что находит отражение в собственной учетной политике предприятия. Определенная степень свободы предприятия в формировании учетной политики отражается на величине отчетных показателей.
В зависимости от принятых методов бухгалтерского учета будут различаться не только величина прибыли, но и стоимость отдельных активов, а это, в свою очередь, отражается на величине отдельных статей балансового отчета. Поэтому при сравнительном анализе балансовых отчетов предприятий-аналогов и оцениваемого предприятия рекомендуется учитывать различия в применяемых методах бухгалтерского учета и вносить поправки в соответствующие статьи балансового отчета.
Третий этап. Расчёт оценочных мультипликаторов.
Определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия основано на использовании ценовых мультипликаторов.
Ценовой мультипликатор — это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой. Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие. [[1]]
Пятый этап. Применение корректировок к итоговой стоимости
Итоговая величина стоимости должна быть откорректирована в зависимости от конкретных обстоятельств.
Перечень и объем вносимых поправок определяется применяемым методом сравнительного подхода, целями оценки и видом используемых мультипликаторов.
Так, если были применены доходные (интервальные) мультипликаторы, рассчитанные на базе показателей финансовых результатов (выручки от реализации продукции, показателей прибыли) или показателей денежного потока, то необходима корректировка путем прибавления к предварительной стоимости величины стоимости избыточных и нефункционирующих активов, которые не принимают участия в формировании использованных в расчете показателей финансовых результатов и денежных потоков.
В этом случае также необходима корректировка на избыток/ недостаток собственного оборотного капитала: если компания на дату оценки имеет избыточный собственный оборотный капитал, его величину следует прибавить к стоимости действующего предприятия. В случае недостатка собственного оборотного капитала стоимость предприятия необходимо уменьшить на эту величину.
Необходимость в указанных корректировках отсутствует в случае, когда в оценке бизнеса применены балансовые (моментные) мультипликаторы, рассчитанные на базе балансовой стоимости совокупных активов или стоимости чистых активов.
Обоснованность внесения поправок на степень контроля и ликвидности оцениваемых долей бизнеса определяется целями оценки и использованным методом сравнительного подхода.
Метод рынка капитала основан на использовании цен, сформированных в отношении аналогичных компаний фондовым рынком, на котором совершаются сделки с миноритарными (неконтрольными) пакетами акций. Поэтому результат применения метода рынка капитала без внесения соответствующих корректировок позволяет оценить стоимость миноритарного пакета акций.
Если поставлена цель оценки миноритарного пакета, то внесения поправок на степень контроля в данном случае не требуется. При этом, если по результатам использования метода рынка капитала необходимо оценить мажоритарный (контрольный) пакет акций или предприятие в целом – к предварительной величине стоимости необходимо прибавить премию за контроль. При необходимости также может быть сделана скидка на недостаточную ликвидность оцениваемой доли.