5.3. Метод сделок — различия между версиями
Natkirsh (обсуждение | вклад) |
Natkirsh (обсуждение | вклад) |
||
Строка 5: | Строка 5: | ||
Практические возможности для использования этого метода предоставляются гораздо реже в силу относительно малой частоты сделок с контрольными пакетами и предполагают оценку стоимости предприятия с точки зрения владельца контрольного пакета. | Практические возможности для использования этого метода предоставляются гораздо реже в силу относительно малой частоты сделок с контрольными пакетами и предполагают оценку стоимости предприятия с точки зрения владельца контрольного пакета. | ||
− | В расчётах метод сделок сводится к тому же алгоритму, что и в методе рынка капитала (см. раздел [[5.2. Метод рынка капитала (метод компаний-аналогов)|5.2. ]], с тем различием, что применяемые мультипликаторы | + | В расчётах метод сделок сводится к тому же алгоритму, что и в методе рынка капитала (см. раздел [[5.2. Метод рынка капитала (метод компаний-аналогов)|5.2.]]), с тем различием, что применяемые мультипликаторы, вычисляются на основе цен по отслеживаемым на фондовом рынке сделкам с контрольными пакетами акций. |
'''5.3.1.''' Метод сделок (метод сравнимых сделок) основан на информации о продажах пакетов акций или компании целиком (слияния/присоединения). | '''5.3.1.''' Метод сделок (метод сравнимых сделок) основан на информации о продажах пакетов акций или компании целиком (слияния/присоединения). |
Версия 16:46, 2 января 2018
Метод сделок (продаж) имеет своей целью оценку контрольного пакета акций (50% + одна акция) или же оценку целиком небольших объектов. В нем используются цены компаний-аналогов, подвергшихся слияниям и поглощениям. Суть данного метода сводится к тому, что стоимость оцениваемой компании (контрольного пакета) представляет собой скорректированную стоимость (продажную цену) аналогичного предприятия (контрольного пакета). Предприятие-аналог должно удовлетворять требованиям сопоставимости - принадлежать той же отрасли, не слишком отличаться размером, форма владения должна быть аналогичной. Только если эти условия выполняются, рыночную цену предприятия-аналога можно корректировать с целью учета даты продажи, типа предприятия, условий продажи и другой информации по сделкам.
Иначе говоря, данный метод дает оценку рассматриваемого предприятия глазами его нового хозяина с учетом «премии за контроль», которая содержится в цене одной акции, если она приобретается в составе крупной доли предприятия.
Практические возможности для использования этого метода предоставляются гораздо реже в силу относительно малой частоты сделок с контрольными пакетами и предполагают оценку стоимости предприятия с точки зрения владельца контрольного пакета.
В расчётах метод сделок сводится к тому же алгоритму, что и в методе рынка капитала (см. раздел 5.2.), с тем различием, что применяемые мультипликаторы, вычисляются на основе цен по отслеживаемым на фондовом рынке сделкам с контрольными пакетами акций.
5.3.1. Метод сделок (метод сравнимых сделок) основан на информации о продажах пакетов акций или компании целиком (слияния/присоединения). Используется при оценке компаний целиком либо контрольных пакетов акций.
5.3.2. Укрупненный алгоритм применения метода:
- выбор предприятий-аналогов;
- выбор мультипликаторов;
- расчет значений мультипликаторов по компаниям-аналогам;
- расчет стоимости оцениваемой компании на основе каждого из отобранных мультипликаторов;
- согласование итоговой величины стоимости оцениваемой компании, полученной на основе различных мультипликаторов.
5.3.3. Мультипликатор – коэффициенты, отражающие соотношение между ценой и показателями деятельности организации. В зависимости от вида показателя деятельности организации выделяют:
- моментные (балансовые) мультипликаторы – показатель деятельности характеризует состояние на конкретную дату (например, цена / балансовая стоимость собственного капитала, цена / количество абонентов);
- интервальные (доходные) мультипликаторы – показатель характеризует результаты за некоторый период времени (например, цена / выручка, цена / чистая прибыль);
- финансовые мультипликаторы – показатель характеризует финансовые результаты деятельности организации (например, цена / чистая прибыль, цена / чистая прибыль);
- натуральные мультипликаторы – показатель характеризует нефинансовые результаты деятельности организации (например, цена / количество абонентов, цена / генерируемая мощность).
В оценочной практике наиболее часто применяются следующие мультипликаторы:
№ п/п | Условное обозначение | Расшифровка | Вид мультипликатора | |||
моментн. | интерв. | фин. | натур. | |||
1 |
EV/Sales |
рыночная стоимости инвестированного капитала / выручка |
+ | + | ||
2 | EV/EBITDA | стоимость бизнеса / прибыль до уплаты налогов, процентов и амортизации | + | + | ||
3 | P/BV | рыночная стоимость собственного капитала / балансовая стоимость собственного капитала,
цена / балансовая стоимость собственного капитала |
+ | + | ||
4 | P/E | рыночная стоимость собственного капитала / чистая прибыль,
цена / чистая прибыль |
+ | + | ||
5 | EV/Объемы запасов | рыночная стоимость бизнеса / объем запасов в натуральном выражении | + | + | ||
6 | EV / количество абонентов | рыночная стоимость бизнеса / количество абонентов (клиентов) | + | + | ||
7 | EV / генерируемая мощность | рыночная стоимость бизнеса / генерируемая мощность | + | + |
5.3.4. Расчет стоимости бизнеса осуществляется по следующей формуле:
- где:
- – показатель деятельности оцениваемого предприятия, ед. изм. зависит от вида показателя (например, ден. ед., натуральные ед.);
- – мультипликатор, ед. изм. зависит от ед. изм. показателя деятельности.
При использовании нескольких мультипликаторов результаты, полученные по каждому из них, согласовываются.