Методические разъяснения по составлению отчета об оценке в форме электронного документа и совмещенной форме

Материал из wiki по квалификационному экзамену Оценщиков
Перейти к: навигация, поиск

1. Методические разъяснения носят рекомендательный характер и предназначены для подготовки отчетов об оценке в соответствии требованиями ФСО VI [1] (далее – Отчетов).

2. Статьей 11 Закона об оценке [2] и п. 3–5 ФСО VI установлено, что Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа.

3. Требования к формам Отчетам (ст. 11 Закона об оценке и п. 3–5 ФСО VI):

3.1. На бумажном носителе – должны быть пронумерованы постранично1, прошиты, подписаны Оценщиком или Оценщиками, которые провели оценку, а также скреплены личной печатью Оценщика или Оценщиков либо печатью юридического лица, с которым Оценщик или Оценщики заключили трудовой договор (далее – Оценочная компания).

3.2. В форме электронного документа – должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП)2 Оценщиком или Оценщиками, которые провели оценку, и руководителем Оценочной компании.

4. Пунктом 6 ФСО VI установлено, что Отчет «может состоять из нескольких частей, в одной или в разной форме – как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа (характерно, например, для приложений). В таком случае Оценщик должен обеспечить идентификацию Отчета как совокупности всех частей, оформленных в соответствии с требованиями, установленными в [п. 3.1, 3.2]3. Приложения к Отчету являются его неотъемлемой частью». Далее Отчет, состоящий из нескольких частей в разной форме, называется Отчетом в совмещенной форме.

5. Согласно положениям ст. 2 Закона об информации [4] «электронный документ» применительно к Отчету следует понимать как «файл» (поименованная область данных [5]). Соответственно, частью Отчета в форме электронного документа является каждый отдельный файл, а не физический носитель с ними.

6. Для Отчета / его частей в форме электронного документа рекомендуется:

6.1. В договоре на оценку установить:

  • формат электронного документа (п. 6.2);
  • существенные параметры электронного документа – например, разрешение растровых изображений, предельный размер файла, возможность редактирования;
  • специальные требования к ЭЦП (при наличии) – например, отсоединенная или присоединенная ЭЦП;
  • способ передачи электронных документов – на физическом носителе (CD/DVD диск, переносной жесткий диск и т.д.) или иным способом (например, по электронной почте, через облачное хранилище, мессенджер).

6.2. Использовать общепринятые форматы электронных документов (файлов), с которыми могут работать большинство устройств без установки дополнительного программного обеспечения. Как правило, это (в скобках указаны основные расширения): Portable Document Format (pdf); MicrosoftOffice (doc/docx, xls/xlsx); Extensible Markup Language (xml); JointPhotographicExpertsGroup (jpg, JPEG); zip, rar архивы.

6.3. При использовании мало распространенных форматов файлов – указать в Отчете наименование программного обеспечения для работы с ними4.

6.4. Использовать такие названия файлов и папок (каталогов), а также размещение файлов по папкам, которые позволяют5:

  • идентифицировать их;
  • укрупненно идентифицировать их содержание;
  • установить взаимосвязь между ними.

6.5. Следовать общепринятым правилам электронного документооборота (размер электронных документов; длина имени файлов и папок; неиспользование в именах файлов и папок специальных символов; минимизация количества частей Отчета, в т.ч. за счет архивации6 и т.д.).

7. Для Отчета в совмещенной форме:

7.1. Все части должны удовлетворять требованиям, указанным в п. 3.1 и 3.2;

7.2. «Идентификация Отчета как совокупности всех частей» (п. 6 ФСО VI) может осуществляться по следующим параметрам7:

  • номер, дата составление и название Отчета;
  • форма (п. 7.3);
  • наименование (п. 6.4), формат и размер файла;
  • краткое содержание конкретной части.

7.3. Информация, идентифицирующая конкретную часть как часть Отчета (п. 7.2), может быть указана:

  • для частей на бумажном носителе – на первой странице, в колонтитулах;
  • для частей в форме электронного документа – в названии файлов, папок, материального носителя, их свойствах, содержании файлов8.

7.4. Первую часть рекомендуется составлять на бумажном носителе, включать в нее следующую информацию:

  • информацию из задания на оценку;
  • результат оценки;
  • информацию об Оценщике и Оценочной компании, Заказчике;
  • идентификацию Отчета как совокупности всех частей (п. 7.2);
  • общее описание реализованной методологии;
  • ключевые расчеты;
  • наиболее существенную информацию, использованную Оценщиком при определении стоимости (может включать описание объекта оценки, конъюнктуры рынка, копии отдельных исходных документов).


Источники:

1) Федеральный стандарт оценки «Отчет об оценке (ФСО VI)», утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200.

2) Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

3) Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

4) Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

5) Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999.


Сноски

1. Единая нумерация для всех частей на бумажном носителе, страница со сшивкой тоже нумеруется

2. Общая информация: https://www.nic.ru/info/blog/digital-signature/, Закон об электронной подписи [3]

3. Каждая из частей в форме электронного документа должна соответствовать требованиям п. 3.2

4. Например: файл «запасы_и_ДЗ.mxl» (информация о запасах и дебиторской задолженности) может быть открыт в «1С: Предприятие» версии 8 и выше

5. Например: «Письмо №13 от 20.10.2022 про объемы производства.pdf»; папка «Технические паспорта на здания»; «Часть 2. Оценка основных средств.pdf»; папка «Аналоги» внутри папки «Оценка основных средств».

6. С учетом п. 6 и п. 3.2 подпись ЭЦП архива – обязательна, подпись файлов внутри архива – опциональна.

7. Например:

  • Отчет №13/2022 от 20.10.2022. Часть 1 (аналитическая часть) на 90 стр. (на бумажном носителе);
  • Отчет №13/2022 от 20.10.2022. Часть 2 (копии исходных документов) в форме электронного документа формата Portable Document Format объемом 679 Мб на DVD диске.

8. Например, текст внутри файла формата pdf, текст поверх графики — в графических файлах