Рекомендации по сдаче экзамена

Материал из wiki по квалификационному экзамену Оценщиков
Версия от 10:42, 23 ноября 2023; ArinaArina (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Рекомендации по подготовке к экзамену

Обобщение положительного и отрицательного опыта подготовки к сдаче квалификационного экзамена Оценщиков за 2017-2022 годы позволяет рекомендовать разные схемы подготовки для тех, кто не имеет глубоких познаний в сфере оценочной деятельности (например, для тех, кто только собирается стать Оценщиком) и для опытных Оценщиков. Здесь подробно расписаны обе схемы.

Ответы на все вопросы имеют закрытый характер (выбор из списка). Обычно вариантов ответа 4 – 5 . Встречается вариант (в т.ч. правильный) ~ «не хватает данных».

Несмотря на то, что НДС с 2019 года установлен в размере 20%, в задачах все еще используется НДС по ставке 18%. Об этом прямо говорят перед началом экзамена.

На экзамене встречаются теоретические вопросы на знание уже недействующего законодательства. Поэтому внимательно изучайте Народную базу .

Экзамен сдается с использованием компьютера — все расчеты необходимо выполнять в MS Excel. Финансовые калькуляторы, которые были обязательны три года назад, выдают по запросу, но не всегда, не всем, в качестве исключения. Целесообразно разобраться в синтаксисе специальных финансовых функций MS Excel, поскольку их использование способно как сэкономить драгоценное время, так и предотвратить возникновение ошибок из-за опечаток в длинных формулах.

Во время подготовки не пытаетесь скопировать текст или цифры из условия в расчетный файл. Пробные тесты позволяют это делать, а вот на экзамене вы не сможете выполнить копирование (нужно перебивать руками). Тренируйтесь в «боевых условиях», поскольку на перенос данных тратится довольно много времени.

Как правило, из-за эмоционального состояния большинство людей на экзамене показывают более низкий результат, чем при пробном тестировании. Эмпирически установлено, что для «гарантированной» сдачи экзамена в пробных тестах желательно набирать на 15-20% больше баллов, чем нужно для успешной сдачи экзамена.

Консультации по форме и содержанию экзамена можно получить в профильной группе в сети «Telegram» , которая уже насчитывает несколько тысяч участников.

Процедура допуска к экзамену


Зарегистрированные претенденты, получившие приглашение и пришедшие на квалификационный экзамен, проходят процедуру допуска к экзамену, которая начинается за час до начала самого экзамена.

Перед экзаменом. Простые советы

Перед выходом на экзамен проверить наличие необходимых документов: паспорта, документа о смене фамилии (при наличии), подлинников документов об образовании (высшее, переподготовка по оценочной деятельности или высшее по оценочной деятельности) со вкладышами, платежки об оплате экзамена.

Документы

Перечень документов, которые надо принести с собой, есть на сайте ФБУ "ФРЦ" и дублируется в приглашении, которое вы получите по электронной почте:

  • паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством РФ;
  • оригиналы документов, подтверждающих наличие высшего образования и (или) профессиональной переподготовки в области оценочной деятельности;
  • оригинал платежного документа, подтверждающего внесение платы за прием квалификационного экзамена.

За сколько приходить

Регистрация на экзамен начинается за 1 час до начала. Сам процесс регистрации занимает около минуты на человека. Имеет смысл приходить примерно за 30 минут. Если прийти сильно заранее, то есть вероятность «перегореть», если непосредственно к началу — может быть эмоционально неприятная спешка.

Где оставить вещи, что можно взять с собой

Вход в помещение пункта сдачи квалэкзамена происходит по предъявлению паспорта.
Вещи нужно оставлять в специально отведенном для этого месте, в том числе надо оставить мобильный телефон – вам предложат пакет для него, если у вас нет сумки/портфеля.
С собой в аудитории у вас будет только паспорт и логин-пароль (носовые платки, лекарства от кашля и т.п. можно взять с собой, если это необходимо).

На экзамене

Физиологические нужды

Экзамен идет 2,5 часа. В общем случае, в туалет не выпускают. Исключение составляют беременные женщины, лица с соответствующей справкой от врача. Фиксировались исключения, когда выпускали в туалет в сопровождении сотрудника того же пола.
Непосредственно к компьютерам рекомендуется брать: воду, какой-нибудь перекус (шоколад, орехи, сухофрукты) и медикаменты (при необходимости).
В период пандемии экзамен проводится в перчатках и масках. Организаторами выдаются полиэтиленовые перчатки, руки в которых сильно потеют. Целесообразно самим принести те перчатки, в которых будет удобно, например, из х/б ткани (~строительные) или плотные резиновые.
Необходимость использовать маски и перчатки устанавливается на основании законодательства того города (региона), в котором проводится экзамен. Так, в некоторых городах перчатки не требуются.

Правила поведения на экзамене

Перед экзаменом внимательно прослушайте инструктаж сотрудников ФРЦ, не стесняйтесь задать им вопросы.
Вопросы технического и организационного плана сотрудникам ФРЦ можно задавать и во время экзамена, не стесняйтесь просить их о помощи.
Разговаривать с другими претендентами запрещено.
После запуска теста начинается обратный отсчет времени.
Время, оставшееся до конца вашего теста, вы видите на экране.
Отсчет у каждого индивидуальный.
По истечении времени (2 часа 30 минут) даже если вы не завершили тест, программа закроется, все ответы сохранятся.
Отвечать на вопросы билета можно в любом порядке, можно возвращаться и менять ответ.
Навигация происходит по стрелкам, также в тесте есть возможность доступа к списку вопросов.

Полезные советы

При определении последовательности ответов на вопросы / решения задач следует учитывать, что теоретические вопросы оценены в 1 балл, а задачи — от 2 до 4-5 баллов. В наибольшее количество баллов оцениваются 5 последних задач в направлениях «Оценка недвижимости» и «Оценка движимого имущества» (4 балла) и 4 задачи в направлении «Оценка бизнеса» (5 баллов).
Не стоит долго задерживаться на одной задаче/вопросе.
Попытка во что бы то ни стало решить задачу, решить которую не получается в разумные сроки, приведет к тому, что не останется времени на остальные, негативно отразится на общем психоэмоциональном состоянии.
Желательно найти время на повторную проверку своих решений и правильности выбора соответствующего варианта ответа в экзаменационной программе (!). В особенности применительно к тем решениям, в правильности которых возникли сомнения.

Использование программы MS Excel и финансового калькулятора

Если есть компьютер, то есть и MS Excel.
Версию программы организаторы могут (но не обязаны) сообщить заранее на своем сайте. Следите за обновлениями.
Потренируйтесь заранее, если вы ранее не использовали MS Excel.
Организаторы могут (но не обязаны) предложить вам также финансовый калькулятор – их много, должно хватить на всех.
При этом Excel не отключают, поэтому можно пользоваться и тем, и другим.
Обратите внимание: в приказе 257 нет условия о том, что должны быть калькуляторы, если есть Excel.
Вводить данные в расчетный файл Excel надо вручную, копировать текст из билета невозможно.
Возможно, вам покажется непривычным вид Excel, т.к. по умолчанию в нем после установки отсутствуют привычные многим панели инструментов (та часть, которая настраивается пользователем).
НА компьютере доступны также приложения "Ножницы" и "Калькулятор".
При решении сложных задач возникает необходимость переноса условия из экзаменационной программы в MS Excel. Это удобно делать:

  • либо при одновременной видимости окон экзаменационной программы и MS Excel на экране (плохо реализуется для задач с большим условием);
  • либо вставкой в MS Excel изображения окна экзаменационной программы с условием задачи («Print Screen» → «Вставка»).

Каждую сложную задачу (это не обязательно задача с максимальным числом баллов) целесообразно решать в отдельной вкладке MS Excel. Вкладки подписываются номером задачи. Это поможет избежать путаницы и ускорит самопроверку.

Технические моменты при ответе на задания. Мелкий текст

Некоторые билеты содержат картинку с мелкими символами, в некоторых ответы набраны очень мелким шрифтом.
Можно увеличить изображение. Для этого нужно изменять размер шрифта в браузере с помощью комбинаций Ctrl + / Ctrl -.
Если не уверены, обратитесь к организаторам – они покажут, как это сделать.

Технические моменты при ответе на задания. Видно не весь вопрос или не все ответы

Если текст вопроса длинный, многострочный, либо предлагается много вариантов ответа,
то на отдельных компьютерах самые последние варианты ответов сползают ниже края окошка и их просто не видно.
Если вы видите явно странные ответы и все поле билета занято текстом, обратитесь за помощью либо самостоятельно уменьшите изображение,
т.к. возможно на экране появятся дополнительные варианты ответов, не доступные ранее.
Известны случаи, когда предлагалось девять (!) вариантов ответа.
В некоторых билетах имеется полоса прокрутки (бегунок) справа, пролистните весь список ответов до конца, прежде чем выбрать ответ.
В некоторых вопросах дополнительная информация скрывается за большим символом "+". При нажатии на него раскрывается условие. Его нужно скопировать в расчетный файл.

Технические сбои при использовании ПО ("экзамен на компьютере")

Экзаменационная программа иногда зависает. В таком случае следует уведомить организаторов и надеяться на лучшее – в большинстве случаев за несколько минут работоспособность оборудования восстанавливается.
Фиксируются массовые отзывы о проблемах в работе клавиатуры. Например, символ «^» (возведение в степень) может появляться не после первого нажатия / с запаздыванием. Внимательно смотрим на то, что фактически ввелось в ячейку MS Excel.
Помните, что в случае невозможности завершить экзамен по техническим причинам, вам должны предоставить возможность сдать экзамен в ближайшее удобное время без дополнительной оплаты.

Технические "ошибки" в билетах

Организаторы экзамена утверждают, что на все вопросы/задачи точно есть правильный ответ. Это не соответствует действительности.
Зафиксированы многочисленные случаи (в т.ч. командой #оценщикивместе), когда:

  • верного ответа нет
  • есть два одинаковых ответа (один из них может считаться верным, а может и не быть таковым)
  • в задаче нет числовых значений параметров, которые необходимы для расчета
  • в задаче есть ссылка на таблицу, но таблицы нет.

Организаторы считают такие казусы «техническим сбоем». Если вам попадется такой вопрос/задача, обратитесь к организаторам для фиксации.
Сохраняйте спокойствие.
Обязательно выберите какой-либо ответ, который покажется вам подходящим / красивым / интересным.
Если вам не хватило баллов, обязательно идите на апелляцию!

Расчетные файлы Excel, черновики и ручки

Расчетный файл (Excel) организаторы предлагают сохранить на рабочий стол.
При сохранении назовите файл так, чтобы вы могли потом его найти.
Несмотря на то, что программа позволяет завершить тест, если вы не ответили (не дали никакого ответа) на некоторые вопросы, этого делать не надо.
Если вам не нравится (не подходит) ни один ответ, выпишите на черновик сам вопрос и все ответы, отметьте любой (см. выше), распишитесь.
В черновике напишите что-то вроде «в предложенных ответах нет верного, выбран произвольный ответ, верный ответ: (напишите свой)», напишите решение – с формулами, чтобы было все понятно, распишитесь.
Это не универсальный рецепт и не гарантия, но некий шанс на успех.
Черновик – дается 5 листов бумаги с печатью. На тех листах, на которых вы пишете, надо написать свою фамилию. На пустых – не надо.
Перед экзаменом объявляют, что надо пользоваться ручками, которые предоставят организаторы.
Прислушайтесь к этому объявлению. Ручки на экзамене все одного цвета, а на апелляции – другого.
То есть организаторы страхуются от того, что вы допишете что-то в черновик на апелляции. Будьте внимательны.
После окончания теста на экране вы увидите ваш результат (экзамен сдан / экзамен не сдан) и набранные баллы (отмечены случаи, когда баллы не видны, только сдал/не сдал).
Надеемся, что вы будете довольны.

Апелляция

Более сотни Оценщиков на апелляции смогли доказать свою правоту и результаты экзамена были пересмотрены в их пользу. Был зафиксирован случай, когда одному из Оценщиков по результатам апелляции зачли результаты по 6 вопросам/задачам (!) в рамках одного экзамена.
Краткие сведения об апелляции здесь. Подробные рекомендации по апелляции - здесь.


Как помочь в пополнении Народной Базы

Сразу после окончания экзамена и апелляции (ознакомления) рекомендуется:

  • записать те вопросы и задачи, которые были в билете;
  • опросить других коллег, участвовавших в экзамене;
  • желательно самостоятельно проверить, есть ли в базе такой вопрос;
  • полученную информацию передать активистам #оценщикивместе.

Подробнее здесь

Что делать, если полученный ответ задачи не сходится с предложенными вариантами?

1. Перепроверить свое решение

Ошибаются все. Это нормально. Нужно уметь заниматься самопроверкой и самоконтролем.

1.1. Основные шаги самопроверки:

  • правильно ли поняты исходные данные? Перечитать ВСЕ слова условия, вдумчиво, включая размерности;
  • правильно ли перенесены исходные данные (конкретные цифры из условия в Экcель)? При переносе больших числовых данных в Excel проверить количество разрядов (нулей);
  • правильно ли прописаны формулы? На этом этапе желательно упростить используемые формулы до 1-2 действий в ячейке;
  • проверка промежуточных результатов расчета на здравый смысл (например, реальная ставка дисконтирования при прочих равных условиях должна быть меньше номинальной);
  • та ли величина «найдена», которую требовалось? Например, бывают задачи с похожими условиями, в которых: требуется найти балансовую или рыночную стоимость, рыночную стоимость или величину износа.

1.2. В больших по объему данных и расчетов задачах может быть целесообразен вариант "решить заново с чистого листа".

2. Проверить, все ли исходные данные из условия были учтены при решении?

2.1. В условиях некоторых задачах один из расчетных параметров может быть указан в самом конце, после формулировки вопроса. Например:~ « … . Рассчитать корректировку на способ финансирования, если объект оценки продается при условии моментальной оплаты».

2.2. В условиях некоторых задах специально содержатся избыточные данные. Но их неучет должен быть осознанным.

3. Округлить полученный результат с другой точностью

В некоторых задачах варианты ответа содержат совсем неокругленный результат, а в некоторых – сильно округлённый. Иногда в условии прямо указан требуемый уровень округления, иногда – нет. Какой-либо закономерности не выявлено.

4. Оставить и идти дальше

Некоторые задачи в принципе не имеют правильного ответа среди предложенных. Не следует тратить слишком много времени на одну задачу – следует двигаться дальше.

5. Гадать

Оставлять задачу вообще без ответа – неумное решение, поскольку 100% теряется соответствующее количество баллов. В совсем безвыходной ситуации целесообразно попробовать угадать. При 5 вариантах ответа вероятность угадать верный составляет целых 20% 🙂

Для повышения шансов выбора правильного ответа целесообразно «эвристически» отбросить совсем неправильные / менее вероятные варианты ответа. Как это делать – рассказывает Алексей Зумберг на бесплатных онлайн-курсах (https://stepik.org/course/8278/promo, https://stepik.org/course/9929/promo).

6. Идти на апелляцию

7. Переназначить исходные данные (опционально, для истинных самураев)

Известна, как минимум, одна снова и снова встречающаяся задача, в которой под ставкой дисконтирования составители имели в виду ставку капитализации.

Следует внимательно читать спойлеры в Народной базе (только в электронной версии). Для некоторых задач указываются такие совсем неявные косяки.

Рекомендации по запоминанию вопросов и задач

Сдал (или не сдал) экзамен – поделись информацией о его содержании (вопросах и задачах)!

Приоритет запоминания – те вопросы / задачи, которые были новыми (или показались такими).

Что именно запоминать:

  • главное – наименование входных показателей (~ дан ЧОД и R);
  • второстепенно – значения входных показателей (~ ЧОД = 100.000, R = 0,13);
  • на третьем месте – варианты ответов;
  • наименее важны – дословные художественные формулировки вопросов.

Часто, сразу подробно восстановить формулировку теоретических вопросов не удается, однако помнится какой-либо ключевой элемент слово. Например, «про ФСО №13» или «про опцион». Для восстановления формулировки рекомендуется перечитать соответствующий нормативный правовой акт или осуществить поиск по ключевому слову по тексту методических материалов или известных заданий в Базе.

Обязательно идти на апелляцию. Даже если сдал экзамен . Это позволит более детально запомнить формулировки вопросов, которые не были засчитаны (если на этом вопросе "поймали" тебя, могут поймать и других).

Опросить других участников экзамена (!).

Прислать полученную информацию на почту imo@srosovet.ru.



УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ!