Раздел 1. ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ — различия между версиями

Материал из wiki по квалификационному экзамену Оценщиков
Перейти к: навигация, поиск
(1.2. Магистерская программа «Экспертиза отчетов об оценке»)
(1.3. Формирование профессии «Эксперт в оценочной деятельности»)
Строка 146: Строка 146:
 
Упрощенно, профессией можно назвать вид деятельности, для выполнения которой лицо должно обладать набором конкретных профессиональных компетенций (знаний, навыков, способностей).
 
Упрощенно, профессией можно назвать вид деятельности, для выполнения которой лицо должно обладать набором конкретных профессиональных компетенций (знаний, навыков, способностей).
 
Для наглядности проанализируем положение аудиторов и Экспертов на текущий момент времени [39] – рис. 4.
 
Для наглядности проанализируем положение аудиторов и Экспертов на текущий момент времени [39] – рис. 4.
 +
 +
[[Файл:РИС4.png]]
 +
 +
'''Рис. 4. Распределение функций исполнения и контроля'''
 +
 +
По своему содержанию – осуществление контроля за качеством исполнения – аудиторы и эксперты СРОО тождественны. При этом деятельность последних до сих пор не рассматривается в качестве отдельной профессии, воспринимается как ответвление оценочной деятельности.
 +
 +
В современном мире смена профессий происходит довольно быстро, что объясняется развитием технологий, коммуникаций, человеческих потребностей и сознания. Есть официальный и неофициальный список профессий. Например, первоначально была только профессия «бухгалтер», а профессия «аудитор» сформировалась только в результате появления потребности в выделении контрольных (экспертных) функций в сфере бухгалтерского учета в самостоятельное направление деятельности с предъявлением к нему соответствующих требований в отношении профессионального уровня, ответственности и качества оказываемых услуг. Аналогичная ситуация сложилась и в оценочной деятельности – спустя 15 лет после принятия первой редакции Закона об оценке [3] назрела объективная необходимость выделения деятельности по экспертизе отчетов об оценке в отдельную профессию.
 +
 +
Профессию «Эксперт в оценочной деятельности» можно отнести к укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки «Экономика и управление». Наименование направления должно быть комплексным, т.е. объединять оценочную и экспертную деятельности.
 +
 +
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 [22] объектами классификации являются виды экономической деятельности, которые проявляются, когда ресурсы объединяются в процесс, в т.ч. для предоставления услуг. При рассмотрении экспертизы в оценочной деятельности можно обоснованно утверждать, что экспертная деятельность может быть выделена в самостоятельную экономическую деятельность, поскольку характеризуется специфической совокупностью факторов: затратами на предоставление услуг и процессом предоставления услуг – табл. 2.
 +
 +
{| class="wikitable"
 +
|-
 +
! № п/п !! Признак !! Характеристика
 +
|-
 +
| 1 || Ресурсы ||
 +
* оборудование (вычислительная и другая офисная техника, контрольно-измерительные приборы и пр.);
 +
* рабочая сила (эксперты);
 +
* технологии (методология, методы, приемы, практика и т.п.);
 +
* информационные ресурсы;
 +
* интеллектуальные ресурсы и др.
 +
|-
 +
| 2 || Сфера деятельности ||
 +
* экспертиза отчетов об оценке объектов недвижимости;
 +
* экспертиза отчетов об оценке машин и оборудования;
 +
* экспертиза отчетов об оценке автотранспортных средств;
 +
* экспертиза отчетов об оценке нематериальных активов;
 +
* экспертиза отчетов об оценке инвестиционных проектов;
 +
* экспертиза отчетов об оценке акций и долей участия;
 +
* экспертиза отчетов об определении кадастровой стоимости;
 +
* другие специализации в оценке.
 +
|-
 +
| 3 || Процесс предоставления услуг ||
 +
* изучение содержания сделки;
 +
* проверка исходной информации;
 +
* проверка идентификации объектов оценки;
 +
* проверка расчетов в рамках реализации методов затратного подхода;
 +
* проверка расчетов в рамках реализации методов сравнительного подхода;
 +
* проверка расчетов в рамках реализации методов доходного подхода;
 +
* проверка вывода итоговой величины рыночной стоимости;
 +
* определение эффективности/результата от совершения сделки;
 +
* подготовка документа (экспертное заключение, аналитическое заключение, заключение, профессиональное мнение и др.);
 +
* другие виды работ в рамках предоставления услуг.
 +
|-
 +
| 4 || Виды обязательств (виды сделок) ||
 +
* купля-продажа;
 +
* мена;
 +
* дарение;
 +
* аренда;
 +
* заем и кредит;
 +
* страхование;
 +
* взнос в уставный капитал;
 +
* слияния и поглощения;
 +
* иные виды обязательств (сделок).
 +
|}

Версия 14:43, 23 июля 2018

1.1. История и методика обучения Экспертов

Становление рыночных отношений неразрывно связано с развитием оценочной деятельности, направленной на установление стоимостного эквивалента активов и обязательств, в отношении которых принимается управленческое решение. Практически во всех сферах деятельности вместе с получением первых результатов выполнения работ или оказания услуг возникала необходимость проверки их качества – проверки на соответствие законодательно установленным требованиям и сложившимся правилам делового оборота. Аналогичная ситуация возникла и в оценочной деятельности. С появлением первых отчетов об оценке потребовалась проверка корректности определенной в них стоимости, которая проводилась самими заказчиками оценочных услуг, в т.ч. уполномоченными государственными органами, судебными экспертами и другими лицами.

Полноценное развитие теории и практики экспертизы (проверки) отчетов об оценке в России началось с конца 90-х годов XX века и осуществлялось тремя группами субъектов:

  • профессиональными организациями оценщиков, часть которых впоследствии была преобразована в саморегулируемые организации оценщиков (далее – СРОО);
  • уполномоченными органами государственной и муниципальной власти, в т.ч. Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству, Федеральным долговым центром, Росимуществом, Роснедвижимостью, Российским фондом федерального имущества, Департаментом имущества города Москвы, Комитетами по управлению государственным и муниципальным имуществом;
  • структурными подразделениями крупных корпоративных заказчиков.

В качестве начальной точки можно рассматривать выделение в общественных организациях оценщиков оценщиков-экспертов, которым было доверено высказывать профессиональное мнение о качестве отчетов об оценке коллег. Например, в 2002-2004 годах на заседаниях Экспертного совета Общественной организации «Российское общество оценщиков» вырабатывались консолидированные позиции по сложным оценочным ситуациям, обобщались типичные ошибки Оценщиков. Следующим заметным шагом стал стартовавший в 2005 году эксперимент по аккредитации оценочных компаний-экспертов в Росимуществе. Начальник Управления учета имущества, анализа, оценки и контроля его использования Е.Н. Поляков на конкурсной основе привлек практикующих оценщиков из ведущих оценочных компаний к проверке отчетов об оценке, поступающих в Росимущество. Именно тогда стало понятно, что большинство даже высококвалифицированных Оценщиков не всегда могут выявлять наиболее существенные нарушения, допущенные в отчетах об оценке, и корректно формулировать замечания.

С 2006 года по инициативе заместителя начальника Управления учета имущества, анализа, оценки и контроля его использования, начальника Отдела оценки А.В. Каминского подготовка Экспертов принимает форму стажировки сотрудников аккредитованных компаний, а также сотрудников территориальных управлений Росимущества в Центральном аппарате в Москве. В ходе стажировки была инициирована дискуссия о том, как из опытного Оценщика можно подготовить квалифицированного Эксперта. Развитием стали методические материалы и семинары, на которых впервые рассматривались следующие проблемы:

  • как проверять отчет об оценке и выявлять наиболее существенные нарушения (при их наличии);
  • как формулировать замечания в экспертных заключениях (понятно, однозначно, коротко, обоснованно, с указанием существенности);
  • что такое инструменты создания и уничтожения стоимости;
  • зачем нужна экспресс-проверка отчетов об оценке, методика ее проведения.

Параллельным путем шло развитие проверки отчетов об оценке в структурах корпоративных заказчиков, например, в ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», ОАО «Альфа-Банк». Результатом стали программы аккредитации оценочных организаций при соответствующих корпоративных структурах, в т.ч. включающие экзамены в форме теста, кейсов, собеседования, рассмотрения конкурсных отчетов об оценке. С 2008 года оценочное сообщество начинает функционировать на принципах саморегулирования – повышается роль профессиональных организаций оценщиков, прежде всего имеющих статус СРОО. В 2008-2009 гг. А.В. Каминским и К.Е. Калинкиной была проведена серия семинаров – мастер-классов в десятках регионов России по экспертизе отчетов об оценке различных типов объектов оценки. Их участниками стали порядка тысячи человек – члены Экспертных советов СРОО, представители корпоративных заказчиков и сотрудники государственных органов, проводящие экспертизу (проверку) отчетов об оценке, Оценщики и судебные эксперты. Впервые на этих мероприятиях вопросы экспертизы рассматривались не с позиции низкого качества отчетов об оценке и анализа типовых ошибок, допускаемых Оценщиками, а с точки зрения отсутствия единых правил экспертизы, понятных всем Экспертам, Оценщикам и Заказчикам. Дискуссии, возникающие в рамках указанных мероприятий, показали, что в профессиональном оценочном сообществе отсутствует единая методология, требования, процедура проведения экспертизы отчетов об оценке, более того, было наглядно показано наличие у ведущих Экспертов из различных СРОО взаимоисключающих точек зрения по принципиальным вопросам экспертизы. Встала задача системного развития теории и практики экспертизы отчетов об оценке. С 2009 по 2011 гг. функционировала Рабочая группа по методологии экспертизы отчетов об оценке [99]. На первом этапе в Рабочей группе в инициативном порядке объединились представители профессионального оценочного и экспертного сообщества, а также представители крупнейших потребителей оценочных услуг, результатом работы стал проект методических рекомендаций по экспертизе отчетов об оценке. На втором этапе Рабочая группа действовала в рамках Национального совета по оценочной деятельности, разрабатывая профильный федеральный стандарт оценки – ФСО №5.

В 2011 году объемы экспертизы (проверки) отчетов об оценке достигли критического размера, когда стало невозможно не замечать непрофессионализм и недобросовестность отдельных «экспертов». В профессиональном сообществе поднимаются вопросы АнтиЭкспертизы – противодействие недобросовестной и/или некачественной экспертизе отчетов об оценке. Данная тематика была выделена в отдельные семинары и мастер-классы. В 2012 году К.Е. Калинкина в ФГБОУ ВПО РЭУ им. Г.В. Плеханова при поддержке НП «СРОО «Экспертный совет» открывает первую в стране профильную образовательную программу высшего образования –магистерскую программу «Экспертиза отчетов об оценке» (направление 080100.68 «Экономика»). С этого момента обучение Экспертов получило необходимую научную и методическую основу – рис. 1.

В 2013 году для обеспечения учебного процесса первого потока магистров разрабатываются учебно-методические комплексы дисциплин профессионального цикла, в т.ч. курс лекций по дисциплине «Экспертиза отчетов об оценке недвижимости» [34]. В июне 2014 года в свет выходит первая редакция настоящего Учебника, обобщившая более чем десятилетний опыт авторского коллектива по организации, контролю и проведению экспертизы отчетов об оценке. С февраля 2014 года на постоянной основе проводится подготовка Экспертов в формате стажировки – члены Экспертного совета НП «СРОО «Экспертный совет», претендующие на получение полномочий по проведению экспертизы отчетов об оценке в соответствующем регионе в течение двух недель отрабатывают навыки экспертизы в Центральном аппарате Партнерства (Москва).

Рис. 1. Эволюция Экспертов

Рис. 1. Эволюция Экспертов

По укрупненным оценкам, на середину 2015 года в России экспертизой (проверкой) отчетов об оценке на постоянной основе (чаще раза в квартал) занимались свыше 6 000 человек [33], что сопоставимо с численностью Оценщиков. Заслуживает внимания состав данных лиц:

  • 300 членов Экспертных советов СРОО (при общей численности Экспертных советов СРОО – 900 человек);
  • 200 судебных экспертов;
  • 3 000 сотрудников банков;
  • 2 500 прочих лиц (должностные лица Росимущества и его территориториальных органов, сотрудники региональных и муниципальных комитетов по управлению имуществом; сотрудники оценочных компаний, проводящие проверку отчетов об оценке в целях внутреннего контроля качества, и пр.).

При этом отсутствуют единые правила экспертизы (проверки) отчетов об оценке. Если один и тот же отчет об оценке дать различным Экспертам, то: одни Эксперты выдадут положительные заключения, а другие – отрицательные; в одних отрицательных заключениях будут замечания, оказывающие существенное влияние на итоговую величину стоимости, а в других – только формальные; замечания в разных отрицательных заключениях будут противоречить друг другу. Описанная проблема требует продолжения профессиональной дискуссии, а также разработки соответствующего учебно-методического обеспечения. Опыт обучения и стажировки Экспертов показывает, что не каждый, даже высококвалифицированный, Оценщик может стать высококлассным Экспертом. Можно констатировать, что Эксперт должен обладать специфическими знаниями, умениями и навыками как профессионального, так и личностного характера, среди которых необходимо выделить:

  • понимание специфики большинства видов объектов оценки;
  • понимание конъюнктуры рынка;
  • знание большинства методик оценки и обоснования величин корректировок, их особенностей и областей применения. Эксперт должен понимать, что Оценщики могут оценить иначе, чем это сделал бы он, и это тоже может быть правильно;
  • умение выявлять наиболее существенные нарушения (при их наличии в отчете об оценке), с точки зрения их влияния на итоговую величину стоимости объекта оценки;
  • умение ясно, кратко, понятно и аргументированно формулировать замечания по выявленным нарушениям;
  • способность к постоянному обучению;
  • коммуникабельность;
  • соблюдение этических правил, основанных на принципах объективности и беспристрастности.

Двумя словами – Порядочность и Профессионализм.

Очевидно, что получить теоретические знания, а также практические умения и навыки возможно только в ходе интегрированной подготовки, включающей как теоретические модули, так и, прежде всего, практические кейсы, основанные на реальных оценочных ситуациях. Обобщенный алгоритм подготовки Экспертов включает серию взаимосвязанных кейсов с нарастающим уровнем сложности (для отчетов об оценке всех видов объектов оценки): 1) изучение теоретических аспектов экспертизы (принципы и методы экспертизы, методы обоснования профессиональной позиции Эксперта и пр.); 2) изучение примеров готовых отрицательных экспертных заключений с анализом соответствующих оценочных ситуаций (фрагментов отчетов об оценке); 3) формулирование замечаний на тестовые оценочные ситуации, содержащие нарушения, с последующим коллективным обсуждением; 4) поиск нарушений во фрагментах отчетов об оценке с формулированием соответствующих замечаний; 5) обсуждение замечаний, сформулированных в п. 4, с другими слушателями с последующей доработкой; 6) экспертиза обезличенных отчетов об оценке с подготовкой полноценных экспертных заключений; 7) изучение теоретических основ АнтиЭкспертизы отчетов об оценке, а также примеров успешного оспаривания результатов экспертизы (экспертных заключений, заключений судебных экспертов и пр.); 8) проведение АнтиЭкспертизы экспертных заключений, выполненных другими Экспертами; 9) моделирование проведения согласительного совещания или судебного заседания, в рамках которых одна из сторон на основе экспертного заключения ставит под сомнение качество отчета об оценке, а другая – защищает положения отчета об оценке, оспаривая результаты экспертизы; 10) коллективное обсуждение результатов п. 9 с привлечением практикующих Экспертов со значительным опытом работы; 11) индивидуальные консультации слушателей в целях расстановки итоговых акцентов; 12) проведение научных исследований по тематике экспертизы, например, в рамках магистерских диссертаций в РЭУ им. Г.В. Плеханова (см. приложение 8). Организация и проведение обучения Экспертов по указанной схеме потребовало создания профильной программы высшего образования.

1.2. Магистерская программа «Экспертиза отчетов об оценке»

В России более 100 высших учебных заведений обучают на оценщика (высшее образование и профессиональная переподготовка), однако до недавнего времени подготовкой «Экспертов отчетов об оценке» не занималось ни одно образовательное учреждение. Федеральное законодательство не содержит требований к профессиональной подготовке экспертов в оценочной деятельности. Также Министерством образования и науки Российской Федерации не утверждены требования к образовательным программам по подготовке специалистов по экспертизе в оценочной деятельности. Отсутствие указанных требований является одним из основных недостатков на современном этапе развития оценочной деятельности при том, что Федеральный закон об образовании [1] наделил профессиональное оценочное сообщество большими возможностями для самостоятельного создания порядка доступа на рынок услуг исключительно профессиональных участников, которые будут обладать необходимыми квалификационными характеристиками.

Профессиональное оценочное сообщество начало изменять ситуацию в лучшую сторону в 2012 году, когда в ФГБОУ ВПО Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова открылась первая в стране образовательная программа «Экспертиза отчетов об оценке», которая готовит специалистов с квалификацией «Магистр» по направлению 080100 «Экономика».

Программой закреплены специализированные компетенции, ориентированные на реальные потребности рынка труда – совокупность знаний, умений, навыков и способностей, необходимых для соответствующей деятельности:

  • специализированные компетенции по оценочной деятельности – опыт оценки всех видов собственности; выбор и обоснование методологии оценки в конкретной оценочной ситуации; развитие методологии оценки всех видов объектов оценки; выявление основных ценообразующих характеристик конкретного вида собственности;
  • специализированные компетенции по экспертной деятельности в оценочной сфере – экспертиза отчетов об оценке всех видов объектов оценки; рецензирование экспертных заключений на отчеты об оценке всех видов объектов оценки; оценка эффективности управленческих решений, принимаемых органами власти относительно собственности; оценка эффективности управления собственностью, принадлежащей государственным корпорациям, организациям и предприятиям различных отраслей и форм собственности; участие в судебных процессах, касающихся вопросов о сделках с собственностью; разработка методических рекомендаций по экспертизе отчетов об оценке всех видов собственности.

Важно отметить, что в специализированных компетенциях выделена способность выпускников развивать методологию оценки и экспертизы.

Учебная программа по указанной специальности включает изучение комплекса учебных дисциплин общенаучного и профессионального цикла – рис. 2, табл. 1.

Рис 2.png

Рис. 2. Междисциплинарные связи учебной программы

Акцент учебной программы делается на дисциплины профессионального цикла, которые основаны на: п

  • оложениях дисциплин оценочного пула, прежде всего: «Оценка объектов недвижимости (продвинутый уровень)», «Оценка пакетов акций (продвинутый уровень)»;
  • положениях следующих дисциплин общенаучного цикла: «Эконометрика (продвинутый уровень)», «Налоговый менеджмент (продвинутый уровень)», «Статистическая методология и анализ информации в оценочной деятельности», «Статистические финансы», «Методология и методы исследований в экономике», «Финансы и кредит (продвинутый уровень)».

При изучении дисциплин профессионального цикла рассматривается экспертиза отчетов об оценке различных видов объектов оценки. Каждый вид объекта оценки имеет специфику с позиции определения величины его стоимости, например: характер влияния ценообразующих параметров и методика их учета. При этом ряд методических элементов экспертизы отчетов об оценке является общим для всех видов объектов оценки, например: принципы и методы экспертизы, основные инструменты искажения стоимости, методы обоснования профессиональной позиции Эксперта (рис. 3).

Для эффективного восприятия материал дисциплин профессионального цикла изучается в следующей последовательности:

  • детально рассматривается экспертиза отчетов об оценке недвижимости – зданий, строений, сооружений и земельных участков. Недвижимость выбрана по той причине, что на ее долю приходится основная часть работы Оценщиков. На примере данного типа объектов оценки рассматриваются общие принципы и методы экспертизы, основные инструменты искажения стоимости, методы обоснования профессиональной позиции Эксперта;
  • рассматриваются специфические вопросы экспертизы отчетов об оценке других видов объектов оценки.

Рис3.png

Рис. 3. Структура дисциплин профессионального цикла

Изучение дисциплин профессионального цикла является основным этапом подготовки современного специалиста в области экспертизы (проверки) отчетов об оценке – табл. 1.


Таблица 1.

Общая характеристика дисциплин профессионального цикла

Элемент Описание
Объект изучения 1. Отчеты об оценке различных видов объектов оценки.

2. Экспертные заключения, заключения судебных экспертов и аналогичные документы, содержащие результаты проверки отчетов об оценке.

Предмет изучения 1. Нарушения требований законодательства об оценочной деятельности.

2. Принципы и методы экспертизы отчетов об оценке.

3. Методы обоснования профессиональной позиции Эксперта и формулирования замечаний.

4. Особенность и чувствительность различных методов оценки.

5. Ошибки Экспертов.

6. Этические вопросы деятельности Эксперта.

7. Методы контроля деятельности Эксперта.

Цель изучения Формирование комплекса знаний, умений и навыков экспертизы отчетов об оценке различных видов объектов оценки.
  • Знаний теоретических и методологических основ экспертизы отчетов об оценке, ее нормативно–правовой базы, основных методов экспертизы отчетов об оценке, инструментов искажения стоимости, методов обоснования профессиональной позиции Эксперта, специфики и чувствительности различных методов оценки, методов контроля деятельности Экспертов.
  • Умений проведения экспертизы отчетов об оценке, в т.ч. выявления фактов искажения стоимости, обоснования профессиональной позиции Эксперта, формулирования замечаний, методов контроля деятельности Экспертов.
  • Навыков проведения экспертизы отчета об оценке, в т.ч. выявления фактов искажения стоимости, обоснования профессиональной позиции Эксперта, формулирования замечаний, контроля деятельности Экспертов.

Эффективность образовательного процесса обеспечивается преподавательским составом, который преимущественно представлен специалистами-практиками – это руководители СРОО, председатели и члены Экспертных советов СРОО, руководители специализированных органов СРОО, руководители отделов оценки и экспертизы субъектовых и федеральных органов власти, топ-менеджеры промышленных предприятий, адвокаты, юристы и другие лица с большим опытом работы в профильной сфере. Преподаватели дисциплин профессионального цикла имеют опыт работы в области оценки и экспертизы от 10 до 20 лет.

Высокие требования к уровню преподавателей магистерской программы являются основной причиной, препятствующей ее распространению в других высших учебных заведениях. Востребованность магистратуры подтвердилась тем фактом, что средний стаж оценочной деятельности магистров первого потока превышал 10 лет, а по состоянию на начало 2015 года по программе обучились или обучаются представители 8 ведущих СРОО, в т.ч. руководители и Председатели Экспертных советов.

1.3. Формирование профессии «Эксперт в оценочной деятельности»

Одновременно с формированием адекватных требований к профессиональным компетенциям Экспертов и утверждением соответствующих специализированных образовательных программ необходимо выделение деятельности по экспертизе отчетов об оценке в отдельную профессию «Эксперт в оценочной деятельности».

Упрощенно, профессией можно назвать вид деятельности, для выполнения которой лицо должно обладать набором конкретных профессиональных компетенций (знаний, навыков, способностей). Для наглядности проанализируем положение аудиторов и Экспертов на текущий момент времени [39] – рис. 4.

РИС4.png

Рис. 4. Распределение функций исполнения и контроля

По своему содержанию – осуществление контроля за качеством исполнения – аудиторы и эксперты СРОО тождественны. При этом деятельность последних до сих пор не рассматривается в качестве отдельной профессии, воспринимается как ответвление оценочной деятельности.

В современном мире смена профессий происходит довольно быстро, что объясняется развитием технологий, коммуникаций, человеческих потребностей и сознания. Есть официальный и неофициальный список профессий. Например, первоначально была только профессия «бухгалтер», а профессия «аудитор» сформировалась только в результате появления потребности в выделении контрольных (экспертных) функций в сфере бухгалтерского учета в самостоятельное направление деятельности с предъявлением к нему соответствующих требований в отношении профессионального уровня, ответственности и качества оказываемых услуг. Аналогичная ситуация сложилась и в оценочной деятельности – спустя 15 лет после принятия первой редакции Закона об оценке [3] назрела объективная необходимость выделения деятельности по экспертизе отчетов об оценке в отдельную профессию.

Профессию «Эксперт в оценочной деятельности» можно отнести к укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки «Экономика и управление». Наименование направления должно быть комплексным, т.е. объединять оценочную и экспертную деятельности.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 [22] объектами классификации являются виды экономической деятельности, которые проявляются, когда ресурсы объединяются в процесс, в т.ч. для предоставления услуг. При рассмотрении экспертизы в оценочной деятельности можно обоснованно утверждать, что экспертная деятельность может быть выделена в самостоятельную экономическую деятельность, поскольку характеризуется специфической совокупностью факторов: затратами на предоставление услуг и процессом предоставления услуг – табл. 2.

№ п/п Признак Характеристика
1 Ресурсы
  • оборудование (вычислительная и другая офисная техника, контрольно-измерительные приборы и пр.);
  • рабочая сила (эксперты);
  • технологии (методология, методы, приемы, практика и т.п.);
  • информационные ресурсы;
  • интеллектуальные ресурсы и др.
2 Сфера деятельности
  • экспертиза отчетов об оценке объектов недвижимости;
  • экспертиза отчетов об оценке машин и оборудования;
  • экспертиза отчетов об оценке автотранспортных средств;
  • экспертиза отчетов об оценке нематериальных активов;
  • экспертиза отчетов об оценке инвестиционных проектов;
  • экспертиза отчетов об оценке акций и долей участия;
  • экспертиза отчетов об определении кадастровой стоимости;
  • другие специализации в оценке.
3 Процесс предоставления услуг
  • изучение содержания сделки;
  • проверка исходной информации;
  • проверка идентификации объектов оценки;
  • проверка расчетов в рамках реализации методов затратного подхода;
  • проверка расчетов в рамках реализации методов сравнительного подхода;
  • проверка расчетов в рамках реализации методов доходного подхода;
  • проверка вывода итоговой величины рыночной стоимости;
  • определение эффективности/результата от совершения сделки;
  • подготовка документа (экспертное заключение, аналитическое заключение, заключение, профессиональное мнение и др.);
  • другие виды работ в рамках предоставления услуг.
4 Виды обязательств (виды сделок)
  • купля-продажа;
  • мена;
  • дарение;
  • аренда;
  • заем и кредит;
  • страхование;
  • взнос в уставный капитал;
  • слияния и поглощения;
  • иные виды обязательств (сделок).