Раздел 1. ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Материал из wiki по квалификационному экзамену Оценщиков
Версия от 14:34, 23 июля 2018; ArinaArina (обсуждение | вклад) (1.2. Магистерская программа «Экспертиза отчетов об оценке»)
Перейти к: навигация, поиск

1.1. История и методика обучения Экспертов

Становление рыночных отношений неразрывно связано с развитием оценочной деятельности, направленной на установление стоимостного эквивалента активов и обязательств, в отношении которых принимается управленческое решение. Практически во всех сферах деятельности вместе с получением первых результатов выполнения работ или оказания услуг возникала необходимость проверки их качества – проверки на соответствие законодательно установленным требованиям и сложившимся правилам делового оборота. Аналогичная ситуация возникла и в оценочной деятельности. С появлением первых отчетов об оценке потребовалась проверка корректности определенной в них стоимости, которая проводилась самими заказчиками оценочных услуг, в т.ч. уполномоченными государственными органами, судебными экспертами и другими лицами.

Полноценное развитие теории и практики экспертизы (проверки) отчетов об оценке в России началось с конца 90-х годов XX века и осуществлялось тремя группами субъектов:

  • профессиональными организациями оценщиков, часть которых впоследствии была преобразована в саморегулируемые организации оценщиков (далее – СРОО);
  • уполномоченными органами государственной и муниципальной власти, в т.ч. Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству, Федеральным долговым центром, Росимуществом, Роснедвижимостью, Российским фондом федерального имущества, Департаментом имущества города Москвы, Комитетами по управлению государственным и муниципальным имуществом;
  • структурными подразделениями крупных корпоративных заказчиков.

В качестве начальной точки можно рассматривать выделение в общественных организациях оценщиков оценщиков-экспертов, которым было доверено высказывать профессиональное мнение о качестве отчетов об оценке коллег. Например, в 2002-2004 годах на заседаниях Экспертного совета Общественной организации «Российское общество оценщиков» вырабатывались консолидированные позиции по сложным оценочным ситуациям, обобщались типичные ошибки Оценщиков. Следующим заметным шагом стал стартовавший в 2005 году эксперимент по аккредитации оценочных компаний-экспертов в Росимуществе. Начальник Управления учета имущества, анализа, оценки и контроля его использования Е.Н. Поляков на конкурсной основе привлек практикующих оценщиков из ведущих оценочных компаний к проверке отчетов об оценке, поступающих в Росимущество. Именно тогда стало понятно, что большинство даже высококвалифицированных Оценщиков не всегда могут выявлять наиболее существенные нарушения, допущенные в отчетах об оценке, и корректно формулировать замечания.

С 2006 года по инициативе заместителя начальника Управления учета имущества, анализа, оценки и контроля его использования, начальника Отдела оценки А.В. Каминского подготовка Экспертов принимает форму стажировки сотрудников аккредитованных компаний, а также сотрудников территориальных управлений Росимущества в Центральном аппарате в Москве. В ходе стажировки была инициирована дискуссия о том, как из опытного Оценщика можно подготовить квалифицированного Эксперта. Развитием стали методические материалы и семинары, на которых впервые рассматривались следующие проблемы:

  • как проверять отчет об оценке и выявлять наиболее существенные нарушения (при их наличии);
  • как формулировать замечания в экспертных заключениях (понятно, однозначно, коротко, обоснованно, с указанием существенности);
  • что такое инструменты создания и уничтожения стоимости;
  • зачем нужна экспресс-проверка отчетов об оценке, методика ее проведения.

Параллельным путем шло развитие проверки отчетов об оценке в структурах корпоративных заказчиков, например, в ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», ОАО «Альфа-Банк». Результатом стали программы аккредитации оценочных организаций при соответствующих корпоративных структурах, в т.ч. включающие экзамены в форме теста, кейсов, собеседования, рассмотрения конкурсных отчетов об оценке. С 2008 года оценочное сообщество начинает функционировать на принципах саморегулирования – повышается роль профессиональных организаций оценщиков, прежде всего имеющих статус СРОО. В 2008-2009 гг. А.В. Каминским и К.Е. Калинкиной была проведена серия семинаров – мастер-классов в десятках регионов России по экспертизе отчетов об оценке различных типов объектов оценки. Их участниками стали порядка тысячи человек – члены Экспертных советов СРОО, представители корпоративных заказчиков и сотрудники государственных органов, проводящие экспертизу (проверку) отчетов об оценке, Оценщики и судебные эксперты. Впервые на этих мероприятиях вопросы экспертизы рассматривались не с позиции низкого качества отчетов об оценке и анализа типовых ошибок, допускаемых Оценщиками, а с точки зрения отсутствия единых правил экспертизы, понятных всем Экспертам, Оценщикам и Заказчикам. Дискуссии, возникающие в рамках указанных мероприятий, показали, что в профессиональном оценочном сообществе отсутствует единая методология, требования, процедура проведения экспертизы отчетов об оценке, более того, было наглядно показано наличие у ведущих Экспертов из различных СРОО взаимоисключающих точек зрения по принципиальным вопросам экспертизы. Встала задача системного развития теории и практики экспертизы отчетов об оценке. С 2009 по 2011 гг. функционировала Рабочая группа по методологии экспертизы отчетов об оценке [99]. На первом этапе в Рабочей группе в инициативном порядке объединились представители профессионального оценочного и экспертного сообщества, а также представители крупнейших потребителей оценочных услуг, результатом работы стал проект методических рекомендаций по экспертизе отчетов об оценке. На втором этапе Рабочая группа действовала в рамках Национального совета по оценочной деятельности, разрабатывая профильный федеральный стандарт оценки – ФСО №5.

В 2011 году объемы экспертизы (проверки) отчетов об оценке достигли критического размера, когда стало невозможно не замечать непрофессионализм и недобросовестность отдельных «экспертов». В профессиональном сообществе поднимаются вопросы АнтиЭкспертизы – противодействие недобросовестной и/или некачественной экспертизе отчетов об оценке. Данная тематика была выделена в отдельные семинары и мастер-классы. В 2012 году К.Е. Калинкина в ФГБОУ ВПО РЭУ им. Г.В. Плеханова при поддержке НП «СРОО «Экспертный совет» открывает первую в стране профильную образовательную программу высшего образования –магистерскую программу «Экспертиза отчетов об оценке» (направление 080100.68 «Экономика»). С этого момента обучение Экспертов получило необходимую научную и методическую основу – рис. 1.

В 2013 году для обеспечения учебного процесса первого потока магистров разрабатываются учебно-методические комплексы дисциплин профессионального цикла, в т.ч. курс лекций по дисциплине «Экспертиза отчетов об оценке недвижимости» [34]. В июне 2014 года в свет выходит первая редакция настоящего Учебника, обобщившая более чем десятилетний опыт авторского коллектива по организации, контролю и проведению экспертизы отчетов об оценке. С февраля 2014 года на постоянной основе проводится подготовка Экспертов в формате стажировки – члены Экспертного совета НП «СРОО «Экспертный совет», претендующие на получение полномочий по проведению экспертизы отчетов об оценке в соответствующем регионе в течение двух недель отрабатывают навыки экспертизы в Центральном аппарате Партнерства (Москва).

Рис. 1. Эволюция Экспертов

Рис. 1. Эволюция Экспертов

По укрупненным оценкам, на середину 2015 года в России экспертизой (проверкой) отчетов об оценке на постоянной основе (чаще раза в квартал) занимались свыше 6 000 человек [33], что сопоставимо с численностью Оценщиков. Заслуживает внимания состав данных лиц:

  • 300 членов Экспертных советов СРОО (при общей численности Экспертных советов СРОО – 900 человек);
  • 200 судебных экспертов;
  • 3 000 сотрудников банков;
  • 2 500 прочих лиц (должностные лица Росимущества и его территориториальных органов, сотрудники региональных и муниципальных комитетов по управлению имуществом; сотрудники оценочных компаний, проводящие проверку отчетов об оценке в целях внутреннего контроля качества, и пр.).

При этом отсутствуют единые правила экспертизы (проверки) отчетов об оценке. Если один и тот же отчет об оценке дать различным Экспертам, то: одни Эксперты выдадут положительные заключения, а другие – отрицательные; в одних отрицательных заключениях будут замечания, оказывающие существенное влияние на итоговую величину стоимости, а в других – только формальные; замечания в разных отрицательных заключениях будут противоречить друг другу. Описанная проблема требует продолжения профессиональной дискуссии, а также разработки соответствующего учебно-методического обеспечения. Опыт обучения и стажировки Экспертов показывает, что не каждый, даже высококвалифицированный, Оценщик может стать высококлассным Экспертом. Можно констатировать, что Эксперт должен обладать специфическими знаниями, умениями и навыками как профессионального, так и личностного характера, среди которых необходимо выделить:

  • понимание специфики большинства видов объектов оценки;
  • понимание конъюнктуры рынка;
  • знание большинства методик оценки и обоснования величин корректировок, их особенностей и областей применения. Эксперт должен понимать, что Оценщики могут оценить иначе, чем это сделал бы он, и это тоже может быть правильно;
  • умение выявлять наиболее существенные нарушения (при их наличии в отчете об оценке), с точки зрения их влияния на итоговую величину стоимости объекта оценки;
  • умение ясно, кратко, понятно и аргументированно формулировать замечания по выявленным нарушениям;
  • способность к постоянному обучению;
  • коммуникабельность;
  • соблюдение этических правил, основанных на принципах объективности и беспристрастности.

Двумя словами – Порядочность и Профессионализм.

Очевидно, что получить теоретические знания, а также практические умения и навыки возможно только в ходе интегрированной подготовки, включающей как теоретические модули, так и, прежде всего, практические кейсы, основанные на реальных оценочных ситуациях. Обобщенный алгоритм подготовки Экспертов включает серию взаимосвязанных кейсов с нарастающим уровнем сложности (для отчетов об оценке всех видов объектов оценки): 1) изучение теоретических аспектов экспертизы (принципы и методы экспертизы, методы обоснования профессиональной позиции Эксперта и пр.); 2) изучение примеров готовых отрицательных экспертных заключений с анализом соответствующих оценочных ситуаций (фрагментов отчетов об оценке); 3) формулирование замечаний на тестовые оценочные ситуации, содержащие нарушения, с последующим коллективным обсуждением; 4) поиск нарушений во фрагментах отчетов об оценке с формулированием соответствующих замечаний; 5) обсуждение замечаний, сформулированных в п. 4, с другими слушателями с последующей доработкой; 6) экспертиза обезличенных отчетов об оценке с подготовкой полноценных экспертных заключений; 7) изучение теоретических основ АнтиЭкспертизы отчетов об оценке, а также примеров успешного оспаривания результатов экспертизы (экспертных заключений, заключений судебных экспертов и пр.); 8) проведение АнтиЭкспертизы экспертных заключений, выполненных другими Экспертами; 9) моделирование проведения согласительного совещания или судебного заседания, в рамках которых одна из сторон на основе экспертного заключения ставит под сомнение качество отчета об оценке, а другая – защищает положения отчета об оценке, оспаривая результаты экспертизы; 10) коллективное обсуждение результатов п. 9 с привлечением практикующих Экспертов со значительным опытом работы; 11) индивидуальные консультации слушателей в целях расстановки итоговых акцентов; 12) проведение научных исследований по тематике экспертизы, например, в рамках магистерских диссертаций в РЭУ им. Г.В. Плеханова (см. приложение 8). Организация и проведение обучения Экспертов по указанной схеме потребовало создания профильной программы высшего образования.

1.2. Магистерская программа «Экспертиза отчетов об оценке»

В России более 100 высших учебных заведений обучают на оценщика (высшее образование и профессиональная переподготовка), однако до недавнего времени подготовкой «Экспертов отчетов об оценке» не занималось ни одно образовательное учреждение. Федеральное законодательство не содержит требований к профессиональной подготовке экспертов в оценочной деятельности. Также Министерством образования и науки Российской Федерации не утверждены требования к образовательным программам по подготовке специалистов по экспертизе в оценочной деятельности. Отсутствие указанных требований является одним из основных недостатков на современном этапе развития оценочной деятельности при том, что Федеральный закон об образовании [1] наделил профессиональное оценочное сообщество большими возможностями для самостоятельного создания порядка доступа на рынок услуг исключительно профессиональных участников, которые будут обладать необходимыми квалификационными характеристиками.

Профессиональное оценочное сообщество начало изменять ситуацию в лучшую сторону в 2012 году, когда в ФГБОУ ВПО Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова открылась первая в стране образовательная программа «Экспертиза отчетов об оценке», которая готовит специалистов с квалификацией «Магистр» по направлению 080100 «Экономика».

Программой закреплены специализированные компетенции, ориентированные на реальные потребности рынка труда – совокупность знаний, умений, навыков и способностей, необходимых для соответствующей деятельности:

  • специализированные компетенции по оценочной деятельности – опыт оценки всех видов собственности; выбор и обоснование методологии оценки в конкретной оценочной ситуации; развитие методологии оценки всех видов объектов оценки; выявление основных ценообразующих характеристик конкретного вида собственности;
  • специализированные компетенции по экспертной деятельности в оценочной сфере – экспертиза отчетов об оценке всех видов объектов оценки; рецензирование экспертных заключений на отчеты об оценке всех видов объектов оценки; оценка эффективности управленческих решений, принимаемых органами власти относительно собственности; оценка эффективности управления собственностью, принадлежащей государственным корпорациям, организациям и предприятиям различных отраслей и форм собственности; участие в судебных процессах, касающихся вопросов о сделках с собственностью; разработка методических рекомендаций по экспертизе отчетов об оценке всех видов собственности.

Важно отметить, что в специализированных компетенциях выделена способность выпускников развивать методологию оценки и экспертизы.

Учебная программа по указанной специальности включает изучение комплекса учебных дисциплин общенаучного и профессионального цикла – рис. 2, табл. 1.

Рис 2.png

Рис. 2. Междисциплинарные связи учебной программы

Акцент учебной программы делается на дисциплины профессионального цикла, которые основаны на: п

  • оложениях дисциплин оценочного пула, прежде всего: «Оценка объектов недвижимости (продвинутый уровень)», «Оценка пакетов акций (продвинутый уровень)»;
  • положениях следующих дисциплин общенаучного цикла: «Эконометрика (продвинутый уровень)», «Налоговый менеджмент (продвинутый уровень)», «Статистическая методология и анализ информации в оценочной деятельности», «Статистические финансы», «Методология и методы исследований в экономике», «Финансы и кредит (продвинутый уровень)».

При изучении дисциплин профессионального цикла рассматривается экспертиза отчетов об оценке различных видов объектов оценки. Каждый вид объекта оценки имеет специфику с позиции определения величины его стоимости, например: характер влияния ценообразующих параметров и методика их учета. При этом ряд методических элементов экспертизы отчетов об оценке является общим для всех видов объектов оценки, например: принципы и методы экспертизы, основные инструменты искажения стоимости, методы обоснования профессиональной позиции Эксперта (рис. 3).

Для эффективного восприятия материал дисциплин профессионального цикла изучается в следующей последовательности:

  • детально рассматривается экспертиза отчетов об оценке недвижимости – зданий, строений, сооружений и земельных участков. Недвижимость выбрана по той причине, что на ее долю приходится основная часть работы Оценщиков. На примере данного типа объектов оценки рассматриваются общие принципы и методы экспертизы, основные инструменты искажения стоимости, методы обоснования профессиональной позиции Эксперта;
  • рассматриваются специфические вопросы экспертизы отчетов об оценке других видов объектов оценки.

Рис3.png

Рис. 3. Структура дисциплин профессионального цикла

Изучение дисциплин профессионального цикла является основным этапом подготовки современного специалиста в области экспертизы (проверки) отчетов об оценке – табл. 1.

Элемент Описание
Объект изучения 1. Отчеты об оценке различных видов объектов оценки.

2. Экспертные заключения, заключения судебных экспертов и аналогичные документы, содержащие результаты проверки отчетов об оценке.

Предмет изучения 1. Нарушения требований законодательства об оценочной деятельности.

2. Принципы и методы экспертизы отчетов об оценке.

3. Методы обоснования профессиональной позиции Эксперта и формулирования замечаний.

4. Особенность и чувствительность различных методов оценки.

5. Ошибки Экспертов.

6. Этические вопросы деятельности Эксперта.

7. Методы контроля деятельности Эксперта.

Цель изучения Формирование комплекса знаний, умений и навыков экспертизы отчетов об оценке различных видов объектов оценки.
  • Знаний теоретических и методологических основ экспертизы отчетов об оценке, ее нормативно–правовой базы, основных методов экспертизы отчетов об оценке, инструментов искажения стоимости, методов обоснования профессиональной позиции Эксперта, специфики и чувствительности различных методов оценки, методов контроля деятельности Экспертов.
  • Умений проведения экспертизы отчетов об оценке, в т.ч. выявления фактов искажения стоимости, обоснования профессиональной позиции Эксперта, формулирования замечаний, методов контроля деятельности Экспертов.
  • Навыков проведения экспертизы отчета об оценке, в т.ч. выявления фактов искажения стоимости, обоснования профессиональной позиции Эксперта, формулирования замечаний, контроля деятельности Экспертов.

Эффективность образовательного процесса обеспечивается преподавательским составом, который преимущественно представлен специалистами-практиками – это руководители СРОО, председатели и члены Экспертных советов СРОО, руководители специализированных органов СРОО, руководители отделов оценки и экспертизы субъектовых и федеральных органов власти, топ-менеджеры промышленных предприятий, адвокаты, юристы и другие лица с большим опытом работы в профильной сфере. Преподаватели дисциплин профессионального цикла имеют опыт работы в области оценки и экспертизы от 10 до 20 лет.

Высокие требования к уровню преподавателей магистерской программы являются основной причиной, препятствующей ее распространению в других высших учебных заведениях. Востребованность магистратуры подтвердилась тем фактом, что средний стаж оценочной деятельности магистров первого потока превышал 10 лет, а по состоянию на начало 2015 года по программе обучились или обучаются представители 8 ведущих СРОО, в т.ч. руководители и Председатели Экспертных советов.

1.3. Формирование профессии «Эксперт в оценочной деятельности»

Одновременно с формированием адекватных требований к профессиональным компетенциям Экспертов и утверждением соответствующих специализированных образовательных программ необходимо выделение деятельности по экспертизе отчетов об оценке в отдельную профессию «Эксперт в оценочной деятельности».

Упрощенно, профессией можно назвать вид деятельности, для выполнения которой лицо должно обладать набором конкретных профессиональных компетенций (знаний, навыков, способностей). Для наглядности проанализируем положение аудиторов и Экспертов на текущий момент времени [39] – рис. 4.