Статья Шуклиной М.А. — различия между версиями

Материал из wiki по квалификационному экзамену Оценщиков
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показано 6 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
 
== Рейдерский захват оценочной деятельности чиновниками ==
 
== Рейдерский захват оценочной деятельности чиновниками ==
  
/ Стоимость собственности: оценка и управление: материалы Девятой Международной научно-методической конференции [23 ноября 2017г]:сб./сост. И.В.Косорукова.-М: Университерт»Синергия», 2017.-С91-104 ==
+
Девятая Международная научно-методическая конференция «Стоимость собственности: оценка и управление» [23 ноября 2017г]:сб./сост. И.В.Косорукова.-М: Университерт» Синергия», 2017.-С91-104 ==
  
 
'''Шуклина Мария Александровна''' - к. с/х. н. доцент кафедры «Оценочная деятельность» Университета"Синергия"
 
'''Шуклина Мария Александровна''' - к. с/х. н. доцент кафедры «Оценочная деятельность» Университета"Синергия"
 
[[Файл:MA.jpg|мини]]
 
[[Файл:MA.jpg|мини]]
 +
 +
  
  
Строка 10: Строка 12:
  
 
'''Ключевые слова:''' оценочная деятельность, саморегулирование оценочной деятельности, саморегулируемые организации оценщиков, квалификационный экзамен.
 
'''Ключевые слова:''' оценочная деятельность, саморегулирование оценочной деятельности, саморегулируемые организации оценщиков, квалификационный экзамен.
 +
  
 
Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года №2776-р  принята Концепция совершенствования механизма саморегулирования. Она направлена на формирование единой общегосударственной модели саморегулирования, позволяющей использовать ее потенциал для повышения качества товаров (работ, услуг) субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности.  
 
Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года №2776-р  принята Концепция совершенствования механизма саморегулирования. Она направлена на формирование единой общегосударственной модели саморегулирования, позволяющей использовать ее потенциал для повышения качества товаров (работ, услуг) субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности.  
Строка 18: Строка 21:
 
Концепцией предусмотрены основные направления реформирования системы саморегулирования:
 
Концепцией предусмотрены основные направления реформирования системы саморегулирования:
  
уточнение общеправовых основ института саморегулирования;
+
* уточнение общеправовых основ института саморегулирования;
 +
* совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности субъектов саморегулирования;
 +
* совершенствование стандартизации деятельности в системе саморегулирования;
 +
* установление правовых основ создания и деятельности национальных объединений саморегулируемых организаций;
 +
* повышение эффективности контроля саморегулируемыми организациями за предпринимательской и профессиональной деятельностью своих членов и развитие инструментов внесудебного урегулирования споров;
 +
* совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов административной ответственности саморегулируемых организаций за нарушение обязательных требований, выявленные при государственном контроле (надзоре);
 +
* усиление стимулов для создания и развития саморегулируемых организаций с добровольным членством.
  
— совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности субъектов саморегулирования;
+
'''Концепция должна быть реализована в три этапа.'''
  
— совершенствование стандартизации деятельности в системе саморегулирования;
+
На первом этапе (2016 год) на законодательном уровне предполагалось обеспечить принятие общегосударственной модели саморегулирования, прежде всего  путем внесения изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и приведения в соответствие с ним отраслевого законодательства, установление особенностей регулирования деятельности саморегулируемых организаций в отдельных отраслях. На втором этапе (2017–2018 годы) – обеспечить эффективное функционирования общегосударственной модели саморегулирования, разработать меры, направленные на стимулирование развития добровольного саморегулирования. На третьем этапе (2019–2020 годы) осуществить сближение моделей обязательного и добровольного саморегулирования и делегирование полномочий саморегулируемым организациям с добровольным членством.
 
 
— установление правовых основ создания и деятельности национальных объединений саморегулируемых организаций;
 
 
 
— повышение эффективности контроля саморегулируемыми организациями за предпринимательской и профессиональной деятельностью своих членов и развитие инструментов внесудебного урегулирования споров;
 
 
 
— совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов административной ответственности саморегулируемых организаций за нарушение обязательных требований, выявленные при государственном контроле (надзоре);
 
 
 
— усиление стимулов для создания и развития саморегулируемых организаций с добровольным членством.
 
 
 
Концепция должна быть реализована в три этапа.
 
  
На первом этапе (2016 год) на законодательном уровне предполагалось обеспечить принятие общегосударственной модели саморегулирования, прежде всего  путем внесения изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и приведения в соответствие с ним отраслевого законодательства, установление особенностей регулирования деятельности саморегулируемых организаций в отдельных отраслях. На втором этапе (2017–2018 годы) – обеспечить эффективное функционирования общегосударственной модели саморегулирования, разработать меры, направленные на стимулирование развития добровольного саморегулирования. На третьем этапе (2019–2020 годы) осуществить сближение моделей обязательного и добровольного саморегулирования и делегирование полномочий саморегулируемым организациям с добровольным членством.
 
 
Реализация Концепции должна была по мнению разработчиков способствовать : повышению уровня доверия к институту саморегулирования; совершенствованию механизмов ответственности субъектов саморегулирования, а также правил и процедур, обеспечивающих их реализацию, повышению уровня защиты интересов потребителей товаров (работ, услуг) и конкурентоспособности, качества и безопасности.
 
Реализация Концепции должна была по мнению разработчиков способствовать : повышению уровня доверия к институту саморегулирования; совершенствованию механизмов ответственности субъектов саморегулирования, а также правил и процедур, обеспечивающих их реализацию, повышению уровня защиты интересов потребителей товаров (работ, услуг) и конкурентоспособности, качества и безопасности.
 
Рассмотрим на примере оценочной деятельность реализацию этой Концепции.
 
Рассмотрим на примере оценочной деятельность реализацию этой Концепции.
Строка 87: Строка 85:
 
 
 
* совершенствование нормативно-правового регулирования в оценочной деятельности снизил уровень доверия к институту саморегулирования в оценочной деятельности;
 
* совершенствование нормативно-правового регулирования в оценочной деятельности снизил уровень доверия к институту саморегулирования в оценочной деятельности;
* совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности и повышение эффективности контроля саморегулируемыми организациями за профессиональной деятельностью своих членов и развитие инструментов внесудебного урегулирования споров в оценочной деятельности пока не произошло. Здесь существенна доля вины Минэкономразвития России, которое 10 лет готовило нормативно-правовой акт по установлению требований к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалоб на нарушение ее членом требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики. Зарегистрирован этот документ в Минюсте России был только 21.03.2016. Сами типовые правила профессиональной этики оценщиков тоже зарегистрированы только в ноябре 2015 г. Практически они не успели принести результата в саморегулировании оценочной деятельности, так как за время их разработки уже была проведена работа государственными чиновниками по передаче и кадастровой стоимости, и залогов, и аттестации оценщиков в государственные учреждения либо в Банк России;
+
* совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности и повышение эффективности контроля саморегулируемыми организациями за профессиональной деятельностью своих членов и развитие инструментов внесудебного урегулирования споров в оценочной деятельности пока не произошло. Здесь существенна доля вины Минэкономразвития России, которое 10 лет готовило нормативно-правовой акт по установлению требований к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалоб на нарушение ее членом требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики. Зарегистрирован этот документ в Минюсте России был только 21.03.2016. Сами типовые правила профессиональной этики оценщиков тоже зарегистрированы только в ноябре 2015 г. Практически они не успели принести результата в саморегулировании оценочной деятельности, так как за время их разработки уже была проведена работа государственными чиновниками по передаче и кадастровой стоимости, и залогов, и аттестации оценщиков в государственные учреждения либо в Банк России;
 
 
* национальное объединений саморегулируемых организаций не создано. В связи с этим и стандартизация проведена на достаточно слабом уровне
 
* национальное объединений саморегулируемых организаций не создано. В связи с этим и стандартизация проведена на достаточно слабом уровне
 
* В настоящее время, все в ожидании результата деятельности чиновников по сдаче оценщиками квалификационных экзаменов и расформирования института саморегулирования, либо отказа от него и перехода вновь к государственному регулированию. Таким образом, бездействие чиновников в разработке необходимых нормативно-правовых актов, низкий уровень контроля со стороны Росреестра за саморегулируемыми организациями, а их в свою очередь за субъектами оценки, отсутствие надлежащих программ по образованию оценщиков и отсутствие контроля работы недобросовестных образовательных учреждений, «выдающими» дипломы о профпереподготовке оценщиков, породил так называемых недобросовестных оценщиков и стремление государственных чиновников заработать на оценщиках хотя бы на квалификационных экзаменах.
 
* В настоящее время, все в ожидании результата деятельности чиновников по сдаче оценщиками квалификационных экзаменов и расформирования института саморегулирования, либо отказа от него и перехода вновь к государственному регулированию. Таким образом, бездействие чиновников в разработке необходимых нормативно-правовых актов, низкий уровень контроля со стороны Росреестра за саморегулируемыми организациями, а их в свою очередь за субъектами оценки, отсутствие надлежащих программ по образованию оценщиков и отсутствие контроля работы недобросовестных образовательных учреждений, «выдающими» дипломы о профпереподготовке оценщиков, породил так называемых недобросовестных оценщиков и стремление государственных чиновников заработать на оценщиках хотя бы на квалификационных экзаменах.
 +
 +
 +
  
 
Список литературы  
 
Список литературы  

Текущая версия на 15:04, 16 февраля 2018

Рейдерский захват оценочной деятельности чиновниками

Девятая Международная научно-методическая конференция «Стоимость собственности: оценка и управление» [23 ноября 2017г]:сб./сост. И.В.Косорукова.-М: Университерт» Синергия», 2017.-С91-104 ==

Шуклина Мария Александровна - к. с/х. н. доцент кафедры «Оценочная деятельность» Университета"Синергия"

MA.jpg



Аннотация. Саморегулирование в оценочной деятельности с точки зрение Концепции саморегулировании в России, перспективы развития и роль чиновников государства и самих саморегулируемых организаций в развале оценочной деятельности.

Ключевые слова: оценочная деятельность, саморегулирование оценочной деятельности, саморегулируемые организации оценщиков, квалификационный экзамен.


Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года №2776-р принята Концепция совершенствования механизма саморегулирования. Она направлена на формирование единой общегосударственной модели саморегулирования, позволяющей использовать ее потенциал для повышения качества товаров (работ, услуг) субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности.

Реализация Концепции должна способствовать повышению уровня доверия к институту саморегулирования, совершенствованию механизмов ответственности субъектов саморегулирования, повышению уровня защиты интересов потребителей товаров (работ, услуг) и уровня конкурентоспособности, их качества и безопасности.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одним из принципов взаимоотношений государства и бизнеса определено создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества. Концепцией предусмотрены основные направления реформирования системы саморегулирования:

  • уточнение общеправовых основ института саморегулирования;
  • совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности субъектов саморегулирования;
  • совершенствование стандартизации деятельности в системе саморегулирования;
  • установление правовых основ создания и деятельности национальных объединений саморегулируемых организаций;
  • повышение эффективности контроля саморегулируемыми организациями за предпринимательской и профессиональной деятельностью своих членов и развитие инструментов внесудебного урегулирования споров;
  • совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов административной ответственности саморегулируемых организаций за нарушение обязательных требований, выявленные при государственном контроле (надзоре);
  • усиление стимулов для создания и развития саморегулируемых организаций с добровольным членством.

Концепция должна быть реализована в три этапа.

На первом этапе (2016 год) на законодательном уровне предполагалось обеспечить принятие общегосударственной модели саморегулирования, прежде всего путем внесения изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и приведения в соответствие с ним отраслевого законодательства, установление особенностей регулирования деятельности саморегулируемых организаций в отдельных отраслях. На втором этапе (2017–2018 годы) – обеспечить эффективное функционирования общегосударственной модели саморегулирования, разработать меры, направленные на стимулирование развития добровольного саморегулирования. На третьем этапе (2019–2020 годы) осуществить сближение моделей обязательного и добровольного саморегулирования и делегирование полномочий саморегулируемым организациям с добровольным членством.

Реализация Концепции должна была по мнению разработчиков способствовать : повышению уровня доверия к институту саморегулирования; совершенствованию механизмов ответственности субъектов саморегулирования, а также правил и процедур, обеспечивающих их реализацию, повышению уровня защиты интересов потребителей товаров (работ, услуг) и конкурентоспособности, качества и безопасности. Рассмотрим на примере оценочной деятельность реализацию этой Концепции.

Первый этап Концепции (2016 г). Внести изменения в отраслевое законодательство, способствующее саморегулированию оценочной деятельности. Здесь следует учитывать Федеральный закон от 02.06.2016 № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» а также Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ (последняя редакция), Федеральный Закон от 3 июля 2016 № 362-ФЗ «О внесении изменений в статьи 72 и 73 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) и статью 33 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Рассмотрим насколько Федеральный закон от 02.06.2016 № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» соответствует принятой Правительством России Концепции развития саморегулирования.

Введен обязательный квалификационный экзамен с периодичностью его сдачи– раз в три года. После успешного прохождения испытаний оценщик сможет работать только по направлениям, указанным в квалификационном аттестате. Пока у оценщика нет квалификационного аттестата, он не может стать членом СРОО, осуществлять оценочную деятельность и составлять отчеты об оценке. Пересдать экзамен можно не раньше, чем через 90 дней. Квалификационный аттестат выдается ФБУ «ФРЦ», то есть государственным учреждением , уполномоченным на проведение квалификационного экзамена, при условии, что претендент сдал экзамен, а также имеет стаж (опыт) работы в сфере оценки не менее трех лет, причем из них минимум год - в должности помощника оценщика или оценщика. Специалисты, практикующие оценку нескольких видов собственности, будут вынуждены либо сдавать экзамены по всем направлениям, либо сузить поле своей профессиональной деятельности, следствием станет и увеличение финансовой нагрузки на оценщиков. Таким образом, обязательный квалификационный экзамен означает, что государство предприняло меры по сокращению рынка оценочных услуг, в результате которых мер ожидается сокращение числа оценщиков в стране с 20 тыс. до 4 тыс., следовательно саморегулируемых организаций. Примечательно, что о внесении вышеуказанных изменений, в ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» оценочное сообщество узнало уже после опубликования Федерального закона от 02.06.2016 № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а до этого активно обсуждали вопросы определения уровня компетенции и профессионализма оценщиков в рамках Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, работая по поручению Президента России, по созданию системы независимой оценки квалификаций и рассматривая проект «О независимой оценке квалификации», который был принят чуть позже 172-ФЗ. Разработан профессиональный стандарт «Специалист в оценочной деятельности» . Велась работа по апробация этого профстандарта, а также разработка оценочных средств центрами оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» . Правда, учитывая то, что оценщик осуществляет профессиональную деятельность, были даны разъяснения Минтруда России о необязательном применении разработанного профстандарта. Оценочное сообщество слабо отреагировало на эти разъяснения, продолжая работу по приему экзаменов и проведению обучения согласно выше указанного стандарта. И только после выхода 172-ФЗ обеспокоилось уже серьезно. Общая цель стала уже очевидна: в результате большого недоверия, накопившегося к профессии оценщика в целом, чиновники государства хотят кардинально уменьшить количество оценщиков и установить над оценочным сообществом государственное управление. По их мнению, на рынке должны остаться крупные оценочные компании, оценщики физические лица, не интересны, они и дипломы могут просто купить, и образование оставляет желать лучшего, и методики уже устарели. Что только мы не слышим в адрес оценщиков! Но дипломы, как видно из соцсетей, можно купить в России не только оценщикам, но и врачам, и учителям, и управленцам, и экономистам, и судьям, и т.д., то есть оценщики здесь не исключение и квалификационные экзамены здесь не помогут. Необходима работа соответствующих государственных органов и, конечно, работа саморегулируемых организаций при приеме в СРОО оценщиков и контроле качества отчетов. До настоящего времени принимались все желающие, соответствующие нормам Федерального закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ (далее Закон «Об оценке») , лишь бы платили взносы, а нормативно-правовой акт от Минэкономразвития России о рассмотрение жалоб был принят государственными чиновниками только в марте 2016 г. За полгода до этого вышел и Приказ об утверждении типовых правил профессиональной этики оценщиков .

Всем очевидно, с 2006 года, когда были приняты изменения в ФЗ «Об оценке» по саморегулированию, и обозначена роль государства в разработке вышеназванных документов, серьезно, оказывающих влияние на организацию работы в саморегулируемых организациях, государственные служащие десять лет не принимали, соответствующие нормативно правовые акты, планомерно затягивая процесс саморегулирования, что и привело к негативным последствиям.

Отменена обязательная экспертиза СРОО отчетов об оценке. По крайней мере, решение отменить обязательную экспертизу СРОО выглядит непоследовательным со стороны государства: ведь в течение последних нескольких лет вводились изменения, направленные именно на усиление ответственности экспертов при проведении экспертиз отчетов об оценке. Сначала (2011-2013 г.г.) были разработаны и утверждены требования к уровню знаний экспертов, введен единый квалификационный экзамен для подтверждения их профессионализма; затем 2014 г., повышена ответственность экспертов за убытки перед заказчиком до 5 000 000 руб.; 2015 г. - изменен предмет экспертизы: обязанностью эксперта стала проверка отчета об оценке не только на его соответствие требованиям законодательства, но и в части подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, в настоящее время, в результате внесения изменений, под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях формирования мнения эксперта или экспертов в отношении отчета. Отмена экспертизы, расценивается саморегулируемыми организациями, негативно, в этом рассматривается опять же государственное вмешательство, которое не направлено на развитие саморегулирования в оценочном сообществе и будет связано с усилением давления госзаказчика на оценщиков, которое и так то было существенным. Государство давно выражало неудовлетворение работой экспертов саморегулируемых организаций, однако планомерно решало эту проблему, усиливая ответственность экспертов, но затягивая вопросы этики и рассмотрения жалоб. Серьезным шагом законодателей стали изменения по экспертизе предмета залога принятого кредитной организацией в качестве обеспечения по ссуде. Опять же недовольный оценочным сообществом, Банк России лоббирует внесение изменений в июле 2016 г. в законы «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) и «О банках и банковской деятельности . Согласно которому в целях оценки активов и пассивов кредитной организации, в том числе достаточности резервов, создаваемых под риски, Банк России в установленном им порядке проводит экспертизу предмета залога, принятого кредитной организацией в качестве обеспечения по ссуде, включающую установление фактического наличия предмета залога и его осмотр, установление нго правового статуса, а также суждение о стоимости предмета залога, выносимого на основании федеральных стандартов оценки, предусмотренных статьей 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Следовательно, оценщикам дают понять, что институт саморегулируемых организаций государство не устраивает; оценку залогов Банк России будет контролировать сам. Оценщикам даже пытаются дать указания, какими методами проводить оценку тех или иных залогов. Банк России в связи с этим разрабатывает и обсуждает соответствующий проект .

В 2017 г в связи с письмом Банка России , его департаменту коллективных инвестиций и доверительного управления для обеспечения надлежащего исполнения управляющими компаниями и специализированными депозитариями инвестиционных фондов требований Указания Банка России, обращено внимание, что при использовании отчета оценщика для целей определения стоимости актива при расчете стоимости чистых активов инвестиционного фонда в соответствии с Указанием № 3758-У - управляющей компании и специализированному депозитарию инвестиционного фонда следует удостовериться, что соответствующий отчет оценщика содержит указание на то, что оценщиком определена справедливая стоимость объекта оценки в соответствии с МСФО 13. Методика оценки справедливой стоимости нефинансовых активов АО «Народный Банк» г. от 4 марта 2016 г.г. Черкесск , указывает на необходимость выбора оценщиков из юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, состоявших в саморегулируемых организациях, наличие действующего аттестата для оценщиков и т.д.. В методике также указывается, что в своей оценочной деятельности профессиональный оценщик должен использовать рыночный, затратный и доходный методы и т.д. Становиться понятно, что оценщиков регулируют и Банк России, и просто банки, и управляющие компании и государственные служащие, и работники государственных учреждений, но только не саморегулируемые организации оценщиков. При этом, разработчики вышеназванных проектов оценки залогов и методик оценки справедливой стоимости даже в понимании субъекта оценки делают ошибки. Видимо, тоже «купили» дипломы.

Изменены полномочия Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России. В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ член совета по оценочной деятельности может быть исключен из его состава по решению председателя совета по оценочной деятельности. В Совет по оценочной деятельности при Минэкономразвития России теперь могут входить 4 представителя государства (Минэкономразвития России, Росреестра, Росимущества) и представитель Банка России, а насколько это устраивает наши саморегулируемые организации пока непонятно. Совет по оценочной деятельности одобряет методические рекомендации по оценке, разработанные в целях развития положений, утвержденных федеральных стандартов оценки, за исключением федеральных стандартов оценки, устанавливающих требования к определению кадастровой стоимости. Оценочное сообщество также опасается, что такие изменения могут привести к переходу от саморегулирования оценочной деятельности и принятия нормативных актов с учетом позиции как профессионального оценочного сообщества, так и мнения потребителей оценочных услуг к государственному регулированию данной области

Передача оценки кадастровой стоимости в бюджетные учреждения. В период с 01.01.2017 по 01.01.2020 кадастровая оценка, пересмотр и оспаривание ее результатов могут проводиться в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 «О государственной кадастровой оценке» . В соответствии с Приказом Росреестра такими полномочиями наделены федеральные государственные бюджетные учреждения . Такая ситуация, по мнению некоторых оценщиков , сформировалась из-за большого количества оспаривания оценки в судах, что привело к снижению налогооблагаемой базы в 2 раза и потери дохода в бюджет. Все это, и привело государственных чиновников к выводу, что такое огромное количество споров связано с некомпетентностью оценщиков, в связи с чем оценка кадастровой стоимости была передана бюджетным учреждениям. Однако, что-то пошло не так. 5 апреля 2017 г. Росреестром во исполнение требований части 3 статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» созданы апелляционные комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлениях Росреестра по субъектам Российской Федерации». Порядок формирования, работы апелляционной комиссии, перечень и формы документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, утверждены приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016 № 193 . Истинная причина, как оказалась, не в оценщиках. просто государственным чиновникам надо было перетащить одеяло на себя. Таким образом, последние изменения в законодательстве по оценочной деятельности идут вразрез с развития Концепции саморегулирования. Происходит отстранение оценщиков от залога имущества банков; передача оценки кадастровой стоимости в бюджетные учреждения, и, наконец, прекращение обязательной экспертизы и введение квалификационного экзамена по трем направлениям: оценка недвижимости, оценка движимого имущества, оценка бизнеса. При этом 90% оценщиков получило образование по программе профессиональной переподготовки по общей программе « Оценка стоимости предприятия (бизнеса)».

Следует назвать и вину оценочного сообщества, породившего эту ситуацию. До сих пор никак не решается вопрос с созданием национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, основными функциями которого как раз и являются:

  • обсуждение вопросов государственной политики в области оценочной деятельности;
  • представление интересов саморегулируемых организаций оценщиков в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;
  • формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области оценочной деятельности;
  • формирование предложений о совершенствовании правового и экономического регулирования оценочной деятельности;
  • защита прав и законных интересов саморегулируемых организаций оценщиков;
  • разработка федеральных стандартов оценки, за исключением федеральных стандартов оценки, устанавливающих требования к определению кадастровой стоимости;
  • рассмотрение проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности и предоставление рекомендаций об их утверждении;
  • разработка дополнительных образовательных программ в области оценочной деятельности;
  • разработка рекомендаций о минимальном стаже оценщиков, сроке стажировки лиц, претендующих на членство в саморегулируемой организации оценщиков;
  • рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб на саморегулируемые организации оценщиков от потребителей услуг в области оценочной деятельности и оценщиков и т.д.

В нынешней ситуации, сложившейся на рынке оценочных услуг оценщики остались беззащитными перед государственными чиновниками. Как оказалось, саморегулируемые организации и себя не смогли защитить. Их без труда могут выгнать из Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России, внести изменения в федеральный закон без обсуждения с оценочным сообществом, никто не работает над дополнительными образовательными программами, поэтому любой и каждый может уличить в том, что оценщики работают по старым программам, утвержденным еще в 2000 г.; некоторые образовательные учреждения пытаются сослаться даже на Временные требования к профессиональному обучению, принятые решением Национального Совета по оценочной деятельности в Российской Федерации от 18 ноября 2008 г. А почему бы и нет; наличие Национального Совета до сих пор присутствует в ФЗ «Об оценочной деятельности». Например, ликвидация некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации оценщиков, осуществляется в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях. В ликвидационную комиссию некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации оценщиков, должен быть включен представитель Национального совета . Саморегулируемые организации оценщиков должны создать Национальное объединение оценщиков. Даже это не сделано. Созданы некоммерческие объединения, днако некоммерческая организация, не зарегистрированная в качестве национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, не вправе использовать в своем наименовании слова «национальное объединение саморегулируемых организаций оценщиков».

В случае прекращения регистрации некоммерческой организации в качестве национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков имущество, составляющее компенсационный фонд саморегулируемой организации оценщиков и переданное национальному объединению саморегулируемых организаций оценщиков подлежит внесению в депозит нотариуса. Очень скоро, ввиду наметившегося сокращения оценщиков, вопрос о взносах в компенсационный фонд станет актуальным. Однако, до сих пор никто не отчитался о взносах, которые были внесены саморегулируемыми организациями в Национальный совет.

Хочу поставить в вину саморегулируемых организаций и наличие недобросовестных оценщиков. Если такое отношение к профессии, то почему не учитывается ст. 24 в ФЗ «Об оценке», устанавливающая дополнительные требования к членству в саморегулируемой организации оценщиков. Можно было уставом установить дополнительные требования вхождения в СРО. Если не нравиться кандидат или его образование, почему было не применить эту статью. Саморегулируемая организация оценщиков при приеме физических лиц в члены саморегулируемой организации оценщиков вправе предъявлять и иные, связанные с осуществлением оценщиком оценочной деятельности и не противоречащие Федеральному закону и другим федеральным законам требования. Ведь, основанием для отказа в принятии лица в члены саморегулируемой организации оценщиков является и несоответствие лица требованиям, утвержденным саморегулируемой организацией оценщиков для вступления в члены саморегулируемой организации оценщиков.

В связи с надвигающейся ситуацией по «сокращению» оценщиков может стать вопрос о ликвидации саморегулируемых организаций. В соответствии с Законом «Об оценке», в случае ликвидации некоммерческой организации , имеющей статус саморегулируемой организации оценщиков, и (или) исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков имущество, составляющее компенсационный фонд такой организации, подлежит передаче национальному объединению саморегулируемых организаций оценщиков. На сегодня это более 600 млн. рублей, которые оценщики СРОО передали в компенсационные фонды, и оставят там даже выйдя оттуда, плюс доходы, наработанные управляющими компаниями фондов. Соответственно при ликвидации саморегулируемых организаций имущество должно быть передано национальному объединению саморегулируемых организаций оценщиков, по истечении четырех лет с даты ликвидации саморегулируемой организации оценщиков и (или) исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков подлежит возврату в денежной форме лицам, являвшимся членами такой саморегулируемой организации, в размере, не превышающем размера их взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации оценщиков, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Пока этот порядок не установлен, а оценщики, которые не сдадут экзамен, должны будут покинуть профессию не потому. что они этого хотят или их выгнали, а в силу изменений, о которых их не спросили и не уведомили.

Выводы

В оценочной деятельности основные направления реформирования саморегулирования не выполнены по многим направлениям, а именно:

  • совершенствование нормативно-правового регулирования в оценочной деятельности снизил уровень доверия к институту саморегулирования в оценочной деятельности;
  • совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности и повышение эффективности контроля саморегулируемыми организациями за профессиональной деятельностью своих членов и развитие инструментов внесудебного урегулирования споров в оценочной деятельности пока не произошло. Здесь существенна доля вины Минэкономразвития России, которое 10 лет готовило нормативно-правовой акт по установлению требований к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалоб на нарушение ее членом требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики. Зарегистрирован этот документ в Минюсте России был только 21.03.2016. Сами типовые правила профессиональной этики оценщиков тоже зарегистрированы только в ноябре 2015 г. Практически они не успели принести результата в саморегулировании оценочной деятельности, так как за время их разработки уже была проведена работа государственными чиновниками по передаче и кадастровой стоимости, и залогов, и аттестации оценщиков в государственные учреждения либо в Банк России;
  • национальное объединений саморегулируемых организаций не создано. В связи с этим и стандартизация проведена на достаточно слабом уровне
  • В настоящее время, все в ожидании результата деятельности чиновников по сдаче оценщиками квалификационных экзаменов и расформирования института саморегулирования, либо отказа от него и перехода вновь к государственному регулированию. Таким образом, бездействие чиновников в разработке необходимых нормативно-правовых актов, низкий уровень контроля со стороны Росреестра за саморегулируемыми организациями, а их в свою очередь за субъектами оценки, отсутствие надлежащих программ по образованию оценщиков и отсутствие контроля работы недобросовестных образовательных учреждений, «выдающими» дипломы о профпереподготовке оценщиков, породил так называемых недобросовестных оценщиков и стремление государственных чиновников заработать на оценщиках хотя бы на квалификационных экзаменах.



Список литературы

1. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ (последняя редакция)

2. Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ (последняя редакция)

3. Федеральный Закон от 3 июля 2016 № 362-ФЗ «О внесении изменений в статью 72 и 73 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) и статью 33 Федерального закона «О Банках и банковской деятельности».

4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.07.2016 № 360-ФЗ (последняя редакция)

5. Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 № 237-ФЗ (последняя редакция)

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2015 г № 539н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в оценочной деятельности».

7. Информация Минтруда России от 10.02.2016 «О применении профессиональных стандартов в сфере труда»

8. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2015 № 2776-р «О Концепции совершенствования механизмов саморегулирования»

9. Приказ Минэкономразвития России № 240 от 19 мая 2017 года. О передаче ФБЦ «ФРЦ» полномочий органа, уполномоченного на проведение квалификационного экзамена в области оценочной

10. Приказ Минэкономразвития России № 257 от 29 мая 2017 года «Об утверждении Порядка формирования перечня экзаменационных вопросов для проведения квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, Порядка проведения и сдачи квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, в том числе порядка участия претендента в квалификационном экзамене в области оценочной деятельности, порядка определения результатов квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, порядка подачи и рассмотрения апелляций, предельного размера платы, взимаемой с претендента за прием квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, типов, форм квалификационных аттестатов в области оценочной деятельности, Порядка выдачи и аннулирования квалификационного аттестата в области оценочной деятельности».

11. Приказ Минэкономразвития России от 25.12.2015 № 989 «Об утверждении требований к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2016 № 41484)

12. Приказ Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 708 «Об утверждении типовых правил профессиональной этики оценщиков» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2015 № 39850)

13. Проект Инструкции Банка России «О порядке проведения уполномоченными представителями (служащими) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) осмотра предмета залога по ссуде кредитной организации и ознакомления с деятельностью заемщика кредитной организации и (или) залогодателя» (по состоянию на 07.09.2016)

14. Письмо Банка России от 3 октября 2017 г № 54-2-2-1/2204 «О расчете стоимости чистых активов инвестиционного фонда».

15. Указание Банка России от 25.08.2015 № 3758-У (ред. от 12.12.2016) «Об определении стоимости чистых активов инвестиционных фондов, в том числе о порядке расчета среднегодовой стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда и чистых активов акционерного инвестиционного фонда, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, стоимости имущества, переданного в оплату инвестиционных паев».

16. Приказ Минэкономразвития России от 30.03.2016 № 193 «Об утверждении Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы».

17. Приказ Росреестра от 13.01.2015 № П/3 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по формированию и предоставлению перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2015 № 35909)

18. «АО «Народный Банк» http://www.№b-ba№k.ru/photos/4286.doc

19. Дмитрий Соломников, Статья «Что ждет оценочную деятельность в 2018 г» «1Капиталь».  

Файл:Статья Шуклиной М.А..pdf