5.2. Метод рынка капитала (метод компаний-аналогов) — различия между версиями

Материал из wiki по квалификационному экзамену Оценщиков
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показано 18 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
Метод рынка капитала основан на информации о ценах акций аналогичных компаний открытого типа на мировых фондовых рынках.
+
'''5.2.1.''' Метод рынка капитала основан на информации о ценах акций аналогичных компаний открытого типа на мировых фондовых рынках. Метод является частным случаем [[5.3._Метод_сделок|метода сделок]]. В чистом виде используется для оценки миноритарных пакетов акций.<br />
Метод является частным случаем метода сделок (п. 5.3). В чистом виде используется для оценки миноритарных пакетов акций.
+
Укрупненный алгоритм метода рынка капитала:
 
+
* сбор информации по оцениваемой компании;
Данный метод основан на рыночных ценах акций сходных предприятий. Предполагается, что инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти предприятия, либо в оцениваемое им предприятие. Практика применения данного метода предполагает определенную последовательность этапов и выполнение стандартных процедур.
+
* сбор информации по компаниям-аналогам;
<div class="noautonum">
+
* расчет оценочных [[5.4._Расчет_мультипликаторов | мультипликаторов]];
==Первый этап. Сбор информации по оцениваемой компании.==
+
* применение корректировок к итоговой стоимости.
 
+
<br />
Необходимо получить финансовую отчетность оцениваемой компании за репрезентативный период. Длительность в каждом конкретном случае определяется индивидуально, но общее требование – он должен охватывать период деятельности предприятия, чтобы выявить существующие в его развитии закономерности и тенденции. Как правило, продолжительность анализируемого периода от 2 до 5 лет. Данная отчетность должна быть трансформирована, нормализована и проанализирована.
+
'''5.2.2.''' Сбор информации по оцениваемой компании.<br />
 
+
Анализируется финансовая отчетность оцениваемой компании за репрезентативный период. Длительность в каждом конкретном случае определяется индивидуально, но общее требование – он должен охватывать такой период деятельности предприятия, чтобы можно было выявить существующие в его развитии закономерности и тенденции, сформировавшиеся на дату оценки. Как правило, продолжительность анализируемого периода составляет от 2 до 5 лет.<br />
==Второй этап. Сбор информации по компаниям- аналогам. ==
+
При необходимости анализируемая отчетность должна быть [[Раздел_2._Базовые_понятия#2.19._.D0.9D.D0.BE.D1.80.D0.BC.D0.B0.D0.BB.D0.B8.D0.B7.D0.B0.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D1.84.D0.B8.D0.BD.D0.B0.D0.BD.D1.81.D0.BE.D0.B2.D1.8B.D1.85_.D0.B8_.D1.82.D1.80.D0.B0.D0.BD.D1.81.D1.84.D0.BE.D1.80.D0.BC.D0.B0.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D1.84.D0.B8.D0.BD.D0.B0.D0.BD.D1.81.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B9_.D0.BE.D1.82.D1.87.D0.B5.D1.82.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.B8 | трансформирована и нормализована]].<br />
 
+
<br />
Для проведения оценки бизнеса данным методом необходимо собрать по компаниям–аналогам общую финансовую и технико-экономическую информацию, сведения о ставках дохода по альтернативным капиталовложениям, об операциях со свободно обращающимися акциями, о слияниях и поглощениях компаний в данной отрасли. Для этого проводят маркетинговые исследования, изучают специализированные СМИ и материалы консалтинговых фирм и рейтинговых агентств. Финансовая информация может быть получена и на основании письменного запроса либо непосредственно на предприятии в ходе собеседования.
+
'''5.2.3.''' Сбор информации по компаниям-аналогам.<br />
 
+
Для проведения оценки бизнеса методом рынка капитала по компаниям–аналогам необходимо собрать информацию, позволяющую выполнить их сравнение с оцениваемым предприятием.<br />
Отбор предприятий для сравнения производят по следующим критериям:
+
Отбор предприятий для сравнения производят по следующим основным критериям:
 
+
* принадлежность к отрасли (сфере деятельности);
* принадлежность к той или иной отрасли;
+
* вид и класс выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг;
* вид выпускаемой продукции или услуг;
+
* характеристика основных контрагентов;
* диверсификация продукции или услуг;
 
 
* стадия развития компаний;
 
* стадия развития компаний;
 
* географические факторы;
 
* географические факторы;
Строка 22: Строка 21:
 
* стратегия их деятельности и перспективы развития;
 
* стратегия их деятельности и перспективы развития;
 
* финансовые характеристики.
 
* финансовые характеристики.
 
+
Важная составляющая часть оценки по данному методу — [[Раздел_2._Базовые_понятия#2.17._.D0.A4.D0.B8.D0.BD.D0.B0.D0.BD.D1.81.D0.BE.D0.B2.D1.8B.D0.B9_.D0.B0.D0.BD.D0.B0.D0.BB.D0.B8.D0.B7 | анализ финансового состояния]] предприятий и сопоставление полученных результатов с оцениваемым предприятием.<br />
Важная составляющая часть оценки по данному методу — анализ финансового положения предприятий и сопоставление полученных результатов с оцениваемым предприятием. Финансовый анализ при этом включает:
+
<br />
 
+
'''5.2.4.''' Применение корректировок к итоговой стоимости.<br />
* анализ структуры капитала;
+
Величина стоимости, полученная на основе мультипликаторов, должна быть [[3.7._Заключительные_корректировки_к_стоимости | откорректирована]] для учета специфики оцениваемого предприятия, которая не была отражена в использованных мультипликаторах, например:
* анализ ликвидности;
+
* если были применены доходные (интервальные) мультипликаторы, рассчитанные на базе показателей финансовых результатов (выручки от реализации продукции, показателей прибыли) или показателей денежного потока, то необходима корректировка, учитывающая стоимость активов, не участвующих в генерации денежных потоков, отраженных в финансовых результатах (например, прибавление стоимости избыточных и непрофильных активов).
* сопоставление балансовых отчетов, отчетов о прибылях и убытках;
+
* если объектом оценки является мажоритарный пакет, то необходимо учесть премию на контроль.
* анализ дохода на активы, на собственный капитал и т.д.
+
<br />
 
+
----
Система аналитических показателей и критериев сравнения, используемых при анализе финансового положения предприятия, так же как и методология оценки стоимости предприятия в целом, зависит от целей и функций оценки. Например, при оценке влияния системы налогообложения на результаты оценки предприятия наиболее важными показателями являются: структура имущества предприятия и рентабельность активов и продукции. При купле-продаже предприятия: платежеспособность предприятия, ликвидность активов, динамика рентабельности; при реорганизации предприятия — деловая активность, структура капитала.
+
Смотри также:
 
+
* [[5.4._Расчет_мультипликаторов | расчет мультипликаторов]];
Установление периода, за который производится финансовый анализ, также зависит от цели и методов оценки. Стоимость предприятия в целях его реорганизации или купли-продажи основывается преимущественно на прогнозных оценках, тогда как для целей налогообложения используются в основном данные о текущей деятельности предприятия.
+
* [[3.7._Заключительные_корректировки_к_стоимости | заключительные корректировки к стоимости]].
 
 
При составлении финансового отчета о деятельности предприятия, как правило, исходят из основных принципов ведения бухгалтерского учета, установленных «Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ». Однако общие правила и принципы конкретизируются исходя из условий и особенностей деятельности на каждом предприятии, что находит отражение в собственной учетной политике предприятия. Определенная степень свободы предприятия в формировании учетной политики отражается на величине отчетных показателей.
 
 
 
В зависимости от принятых методов бухгалтерского учета будут различаться не только величина прибыли, но и стоимость отдельных активов, а это, в свою очередь, отражается на величине отдельных статей балансового отчета. Поэтому при сравнительном анализе балансовых отчетов предприятий-аналогов и оцениваемого предприятия рекомендуется учитывать различия в применяемых методах бухгалтерского учета и вносить поправки в соответствующие статьи балансового отчета.
 
 
 
==Третий этап. Расчёт оценочных мультипликаторов.==
 
 
 
Определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия основано на использовании ценовых мультипликаторов.
 
''Ценовой мультипликатор'' — это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой. Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.
 
[[5.4._Расчет_мультипликаторов|Расчет мультипликаторов]]
 
 
 
==Пятый этап. Применение корректировок к итоговой стоимости==
 
Итоговая величина стоимости должна быть откорректирована в зависимости от конкретных обстоятельств.
 
 
 
Перечень и объем вносимых поправок определяется применяемым методом сравнительного подхода, целями оценки и видом используемых мультипликаторов.
 
 
 
Так, если были применены доходные (интервальные) мультипликаторы, рассчитанные на базе показателей финансовых результатов (выручки от реализации продукции, показателей прибыли) или показателей денежного потока, то необходима корректировка путем прибавления к предварительной стоимости величины стоимости избыточных и нефункционирующих активов, которые не принимают участия в формировании использованных в расчете показателей финансовых результатов и денежных потоков.
 
 
 
В этом случае также необходима корректировка на избыток/ недостаток собственного оборотного капитала: если компания на дату оценки имеет избыточный собственный оборотный капитал, его величину следует прибавить к стоимости действующего предприятия. В случае недостатка собственного оборотного капитала стоимость предприятия необходимо уменьшить на эту величину.
 
 
 
Необходимость в указанных корректировках отсутствует в случае, когда в оценке бизнеса применены балансовые (моментные) мультипликаторы, рассчитанные на базе балансовой стоимости совокупных активов или стоимости чистых активов.
 
 
 
Обоснованность внесения поправок на степень контроля и ликвидности оцениваемых долей бизнеса определяется целями оценки и использованным методом сравнительного подхода.
 
 
 
Метод рынка капитала основан на использовании цен, сформированных в отношении аналогичных компаний фондовым рынком, на котором совершаются сделки с миноритарными (неконтрольными) пакетами акций. Поэтому результат применения метода рынка капитала без внесения соответствующих корректировок позволяет оценить стоимость миноритарного пакета акций.
 
 
 
Если поставлена цель оценки миноритарного пакета, то внесения поправок на степень контроля в данном случае не требуется. При этом, если по результатам использования метода рынка капитала необходимо оценить мажоритарный (контрольный) пакет акций или предприятие в целом – к предварительной величине стоимости необходимо прибавить премию за контроль. При необходимости также может быть сделана скидка на недостаточную ликвидность оцениваемой доли.
 

Текущая версия на 14:07, 11 января 2018

5.2.1. Метод рынка капитала основан на информации о ценах акций аналогичных компаний открытого типа на мировых фондовых рынках. Метод является частным случаем метода сделок. В чистом виде используется для оценки миноритарных пакетов акций.
Укрупненный алгоритм метода рынка капитала:

  • сбор информации по оцениваемой компании;
  • сбор информации по компаниям-аналогам;
  • расчет оценочных мультипликаторов;
  • применение корректировок к итоговой стоимости.


5.2.2. Сбор информации по оцениваемой компании.
Анализируется финансовая отчетность оцениваемой компании за репрезентативный период. Длительность в каждом конкретном случае определяется индивидуально, но общее требование – он должен охватывать такой период деятельности предприятия, чтобы можно было выявить существующие в его развитии закономерности и тенденции, сформировавшиеся на дату оценки. Как правило, продолжительность анализируемого периода составляет от 2 до 5 лет.
При необходимости анализируемая отчетность должна быть трансформирована и нормализована.

5.2.3. Сбор информации по компаниям-аналогам.
Для проведения оценки бизнеса методом рынка капитала по компаниям–аналогам необходимо собрать информацию, позволяющую выполнить их сравнение с оцениваемым предприятием.
Отбор предприятий для сравнения производят по следующим основным критериям:

  • принадлежность к отрасли (сфере деятельности);
  • вид и класс выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг;
  • характеристика основных контрагентов;
  • стадия развития компаний;
  • географические факторы;
  • размеры предприятий;
  • стратегия их деятельности и перспективы развития;
  • финансовые характеристики.

Важная составляющая часть оценки по данному методу — анализ финансового состояния предприятий и сопоставление полученных результатов с оцениваемым предприятием.

5.2.4. Применение корректировок к итоговой стоимости.
Величина стоимости, полученная на основе мультипликаторов, должна быть откорректирована для учета специфики оцениваемого предприятия, которая не была отражена в использованных мультипликаторах, например:

  • если были применены доходные (интервальные) мультипликаторы, рассчитанные на базе показателей финансовых результатов (выручки от реализации продукции, показателей прибыли) или показателей денежного потока, то необходима корректировка, учитывающая стоимость активов, не участвующих в генерации денежных потоков, отраженных в финансовых результатах (например, прибавление стоимости избыточных и непрофильных активов).
  • если объектом оценки является мажоритарный пакет, то необходимо учесть премию на контроль.



Смотри также: