5.3. Метод сделок — различия между версиями

Материал из wiki по квалификационному экзамену Оценщиков
Перейти к: навигация, поиск
Строка 5: Строка 5:
 
Практические возможности для использования этого метода предоставляются гораздо реже в силу относительно малой частоты сделок с контрольными пакетами и предполагают оценку стоимости предприятия с точки зрения владельца контрольного пакета.
 
Практические возможности для использования этого метода предоставляются гораздо реже в силу относительно малой частоты сделок с контрольными пакетами и предполагают оценку стоимости предприятия с точки зрения владельца контрольного пакета.
  
В расчётах метод сделок сводится к тому же алгоритму, что и в методе рынка капитала (см. раздел [[5.2. Метод рынка капитала (метод компаний-аналогов)|5.2. ]], с тем различием, что применяемые мультипликаторы, как упомянуто выше, вычисляются на основе цен по отслеживаемым на фондовом рынке сделкам с контрольными пакетами акций.
+
В расчётах метод сделок сводится к тому же алгоритму, что и в методе рынка капитала (см. раздел [[5.2. Метод рынка капитала (метод компаний-аналогов)|5.2.]]), с тем различием, что применяемые мультипликаторы, вычисляются на основе цен по отслеживаемым на фондовом рынке сделкам с контрольными пакетами акций.
  
 
'''5.3.1.''' Метод сделок (метод сравнимых сделок) основан на информации о продажах пакетов акций или компании целиком (слияния/присоединения).
 
'''5.3.1.''' Метод сделок (метод сравнимых сделок) основан на информации о продажах пакетов акций или компании целиком (слияния/присоединения).

Версия 16:46, 2 января 2018

Метод сделок (продаж) имеет своей целью оценку контрольного пакета акций (50% + одна акция) или же оценку целиком небольших объектов. В нем используются цены компаний-аналогов, подвергшихся слияниям и поглощениям. Суть данного метода сводится к тому, что стоимость оцениваемой компании (контрольного пакета) представляет собой скорректированную стоимость (продажную цену) аналогичного предприятия (контрольного пакета). Предприятие-аналог должно удовлетворять требованиям сопоставимости - принадлежать той же отрасли, не слишком отличаться размером, форма владения должна быть аналогичной. Только если эти условия выполняются, рыночную цену предприятия-аналога можно корректировать с целью учета даты продажи, типа предприятия, условий продажи и другой информации по сделкам.

Иначе говоря, данный метод дает оценку рассматриваемого предприятия глазами его нового хозяина с учетом «премии за контроль», которая содержится в цене одной акции, если она приобретается в составе крупной доли предприятия.

Практические возможности для использования этого метода предоставляются гораздо реже в силу относительно малой частоты сделок с контрольными пакетами и предполагают оценку стоимости предприятия с точки зрения владельца контрольного пакета.

В расчётах метод сделок сводится к тому же алгоритму, что и в методе рынка капитала (см. раздел 5.2.), с тем различием, что применяемые мультипликаторы, вычисляются на основе цен по отслеживаемым на фондовом рынке сделкам с контрольными пакетами акций.

5.3.1. Метод сделок (метод сравнимых сделок) основан на информации о продажах пакетов акций или компании целиком (слияния/присоединения). Используется при оценке компаний целиком либо контрольных пакетов акций.

5.3.2. Укрупненный алгоритм применения метода:

  • выбор предприятий-аналогов;
  • выбор мультипликаторов;
  • расчет значений мультипликаторов по компаниям-аналогам;
  • расчет стоимости оцениваемой компании на основе каждого из отобранных мультипликаторов;
  • согласование итоговой величины стоимости оцениваемой компании, полученной на основе различных мультипликаторов.

5.3.3. Мультипликатор – коэффициенты, отражающие соотношение между ценой и показателями деятельности организации. В зависимости от вида показателя деятельности организации выделяют:

  • моментные (балансовые) мультипликаторы – показатель деятельности характеризует состояние на конкретную дату (например, цена / балансовая стоимость собственного капитала, цена / количество абонентов);
  • интервальные (доходные) мультипликаторы – показатель характеризует результаты за некоторый период времени (например, цена / выручка, цена / чистая прибыль);
  • финансовые мультипликаторы – показатель характеризует финансовые результаты деятельности организации (например, цена / чистая прибыль, цена / чистая прибыль);
  • натуральные мультипликаторы – показатель характеризует нефинансовые результаты деятельности организации (например, цена / количество абонентов, цена / генерируемая мощность).

В оценочной практике наиболее часто применяются следующие мультипликаторы:

Таблица 19
№ п/п Условное обозначение Расшифровка Вид мультипликатора
моментн. интерв. фин. натур.
1

EV/Sales

рыночная стоимости инвестированного капитала / выручка

+ +
2 EV/EBITDA стоимость бизнеса / прибыль до уплаты налогов, процентов и амортизации + +
3 P/BV рыночная стоимость собственного капитала / балансовая стоимость собственного капитала,

цена / балансовая стоимость собственного капитала

+ +
4 P/E рыночная стоимость собственного капитала / чистая прибыль,

цена / чистая прибыль

+ +
5 EV/Объемы запасов рыночная стоимость бизнеса / объем запасов в натуральном выражении + +
6 EV / количество абонентов рыночная стоимость бизнеса / количество абонентов (клиентов) + +
7 EV / генерируемая мощность рыночная стоимость бизнеса / генерируемая мощность + +

5.3.4. Расчет стоимости бизнеса осуществляется по следующей формуле: LaTeX: C= \cyr P \times m,

где:
LaTeX:  \cyr P – показатель деятельности оцениваемого предприятия, ед. изм. зависит от вида показателя (например, ден. ед., натуральные ед.);
LaTeX: m – мультипликатор, ед. изм. зависит от ед. изм. показателя деятельности.

При использовании нескольких мультипликаторов результаты, полученные по каждому из них, согласовываются.