5.3. Метод сделок — различия между версиями
Pentaxer (обсуждение | вклад) |
Pentaxer (обсуждение | вклад) |
||
Строка 102: | Строка 102: | ||
---- | ---- | ||
Смотри также: | Смотри также: | ||
− | * [[5.4._Расчет_мультипликаторов | расчет мультипликаторов]] | + | * [[5.4._Расчет_мультипликаторов | расчет мультипликаторов]] |
− |
Версия 13:27, 11 января 2018
Метод сделок (метод сравнимых сделок) основан на информации о продажах пакетов акций или компании целиком (слияния/присоединения). Метод дает оценку рассматриваемого предприятия глазами его нового хозяина с учетом «премии за контроль», которая содержится в цене одной акции, если она приобретается в составе крупной доли предприятия.
5.3.1. Метод сделок (метод сравнимых сделок) основан на информации о продажах пакетов акций или компании целиком (слияния/присоединения). Используется при оценке компаний целиком либо контрольных пакетов акций.
5.3.2. Укрупненный алгоритм применения метода:
- выбор предприятий-аналогов;
- выбор мультипликаторов;
- расчет значений мультипликаторов по компаниям-аналогам;
- расчет стоимости оцениваемой компании на основе каждого из отобранных мультипликаторов;
- согласование итоговой величины стоимости оцениваемой компании, полученной на основе различных мультипликаторов.
Принципиальным отличием от метода рынка капитала является то, что мультипликаторы рассчитываются на основе цен сделок с контрольными пакетами акций. Принципиальным отличием от метода рынка капитала является то, что мультипликаторы рассчитываются на основе цен сделок с контрольными пакетами акций. Вследствие того, что количество сделок с контрольными пакетами акций незначительно, метод сделок применяется реже метода рынка капитала, а объемы используемых выборок рыночных данных – обычно меньше.
5.3.3. Мультипликатор – коэффициенты, отражающие соотношение между ценой и показателями деятельности организации. В зависимости от вида показателя деятельности организации выделяют:
- моментные (балансовые) мультипликаторы – показатель деятельности характеризует состояние на конкретную дату (например, цена / балансовая стоимость собственного капитала, цена / количество абонентов);
- интервальные (доходные) мультипликаторы – показатель характеризует результаты за некоторый период времени (например, цена / выручка, цена / чистая прибыль);
- финансовые мультипликаторы – показатель характеризует финансовые результаты деятельности организации (например, цена / чистая прибыль, цена / чистая прибыль);
- натуральные мультипликаторы – показатель характеризует нефинансовые результаты деятельности организации (например, цена / количество абонентов, цена / генерируемая мощность).
В оценочной практике наиболее часто применяются следующие мультипликаторы:
№ п/п | Условное обозначение | Расшифровка | Вид мультипликатора | |||
моментн. | интерв. | фин. | натур. | |||
1 |
EV/Sales |
Стоимость бизнеса / Выручка |
+ | + | ||
2 | EV/EBITDA | Стоимость бизнеса / Прибыль до уплаты налогов, процентов и амортизации | + | + | ||
3 | P/BV | Рыночная стоимость собственного капитала / Балансовая стоимость собственного капитала,
Цена / Балансовая стоимость собственного капитала |
+ | + | ||
4 | P/E | Рыночная стоимость собственного капитала / Чистая прибыль,
Цена / Чистая прибыль |
+ | + | ||
5 | EV/Объемы запасов | Стоимость бизнеса / Объем запасов в натуральном выражении | + | + | ||
6 | EV / Количество абонентов | Стоимость бизнеса / Количество абонентов (клиентов) | + | + | ||
7 | EV / Генерируемая мощность | Стоимость бизнеса / Генерируемая мощность | + | + |
5.3.4. Расчет стоимости бизнеса осуществляется по следующей формуле:
С = П * m, где
П - показатель деятельности оцениваемого предприятия, ед. изм. зависит от вида показателя (например, ден. ед., натуральные ед.);
m – мультипликатор, ед. изм. зависит от ед. изм. показателя деятельности.
При использовании нескольких мультипликаторов результаты, полученные по каждому из них, согласовываются.
Смотри также: