5.3. Метод сделок — различия между версиями

Материал из wiki по квалификационному экзамену Оценщиков
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показано 20 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
Метод сделок (продаж) имеет своей целью оценку контрольного пакета акций (50% + одна акция) или же оценку целиком небольших объектов. В нем используются цены компаний-аналогов, подвергшихся слияниям и поглощениям.  Суть данного метода сводится к тому, что стоимость оцениваемой компании (контрольного пакета) представляет собой скорректированную стоимость (продажную цену) аналогичного предприятия (контрольного пакета). Предприятие-аналог должно удовлетворять требованиям сопоставимости - принадлежать той же отрасли, не слишком отличаться размером, форма владения должна быть аналогичной. Только если эти условия выполняются, рыночную цену предприятия-аналога можно корректировать с целью учета даты продажи, типа предприятия, условий продажи и другой информации по сделкам.
+
Метод сделок (метод сравнимых сделок) основан на информации о продажах пакетов акций или компании целиком (слияния/присоединения). Метод дает оценку рассматриваемого предприятия глазами его нового хозяина с учетом «премии за контроль», которая содержится в цене одной акции, если она приобретается в составе крупной доли предприятия.
  
Иначе говоря, данный метод дает оценку рассматриваемого предприятия глазами его нового хозяина с учетом «премии за контроль», которая содержится в цене одной акции, если она приобретается в составе крупной доли предприятия.
+
'''5.3.1.''' Метод сделок (метод сравнимых сделок) основан на информации о продажах пакетов акций или компании целиком (слияния/присоединения). Используется при оценке компаний целиком либо контрольных пакетов акций.<br />
 +
Принципиальным отличием от метода [[5.2. Метод рынка капитала (метод компаний-аналогов)| рынка капитала]] является то, что [[5.4._Расчет_мультипликаторов | мультипликаторы]] рассчитываются на основе цен сделок с контрольными пакетами акций. Принципиальным отличием от метода рынка капитала является то, что мультипликаторы рассчитываются на основе цен сделок с контрольными пакетами акций. Вследствие того, что количество сделок с контрольными пакетами акций незначительно, метод сделок применяется реже метода рынка капитала, а объемы используемых выборок рыночных данных – обычно меньше.  
  
Практические возможности для использования этого метода предоставляются гораздо реже в силу относительно малой частоты сделок с контрольными пакетами и предполагают оценку стоимости предприятия с точки зрения владельца контрольного пакета.
+
'''5.3.2.''' Расчет стоимости бизнеса осуществляется по следующей формуле:<br />
 
+
<big>'''С = П * m'''</big>, где <br />
В расчётах метод сделок сводится к тому же алгоритму, что и в методе рынка капитала (см. раздел [[5.2. Метод рынка капитала (метод компаний-аналогов)|5.2. ]], с тем различием, что применяемые мультипликаторы, как упомянуто выше, вычисляются на основе цен по отслеживаемым на фондовом рынке сделкам с контрольными пакетами акций.
+
П - показатель деятельности оцениваемого предприятия, ед. изм. зависит от вида показателя (например, ден. ед., натуральные ед.);<br />
 
+
m – мультипликатор, ед. изм. зависит от ед. изм. показателя деятельности.<br />
'''5.3.1.''' Метод сделок (метод сравнимых сделок) основан на информации о продажах пакетов акций или компании целиком (слияния/присоединения).
+
<br />
Используется при оценке компаний целиком либо контрольных пакетов акций.
+
При использовании нескольких мультипликаторов результаты, полученные по каждому из них, согласовываются.<br />
 
+
<br />
'''5.3.2.''' Укрупненный алгоритм применения метода:
+
----
* выбор предприятий-аналогов;
+
Смотри также:
* выбор мультипликаторов;
+
* [[5.4._Расчет_мультипликаторов | расчет мультипликаторов]]
* расчет значений мультипликаторов по компаниям-аналогам;
 
* расчет стоимости оцениваемой компании на основе каждого из отобранных мультипликаторов;
 
* согласование итоговой величины стоимости оцениваемой компании, полученной на основе различных мультипликаторов.
 
 
 
'''5.3.3.''' Мультипликатор – коэффициенты, отражающие соотношение между ценой и показателями деятельности организации. В зависимости от вида показателя деятельности организации выделяют:
 
* моментные (балансовые) мультипликаторы – показатель деятельности характеризует состояние на конкретную дату (например, цена / балансовая стоимость собственного капитала, цена / количество абонентов);
 
* интервальные (доходные) мультипликаторы – показатель характеризует результаты за некоторый период времени (например, цена / выручка, цена / чистая прибыль);
 
* финансовые мультипликаторы – показатель характеризует финансовые результаты деятельности организации (например, цена / чистая прибыль, цена / чистая прибыль);
 
* натуральные мультипликаторы – показатель характеризует нефинансовые результаты деятельности организации (например, цена / количество абонентов, цена / генерируемая мощность).
 
В оценочной практике наиболее часто применяются следующие мультипликаторы:
 
 
 
{| class="wikitable"
 
|+Таблица 19
 
|-
 
|rowspan="2"|'''№ п/п'''
 
|rowspan="2"|'''Условное обозначение'''
 
|rowspan="2"|'''Расшифровка'''
 
|colspan="4"|'''Вид мультипликатора'''
 
|-
 
|'''моментн.'''
 
|'''интерв.'''
 
|'''фин.'''
 
|'''натур.'''
 
|-
 
|1
 
|
 
EV/Sales
 
|
 
рыночная стоимости инвестированного капитала / выручка
 
|
 
|  +
 
|  +
 
|
 
|-
 
|2
 
|EV/EBITDA
 
|стоимость бизнеса / прибыль до уплаты налогов, процентов и амортизации
 
|
 
|  +
 
|  +
 
|
 
|-
 
|3
 
|P/BV
 
|рыночная стоимость собственного капитала / балансовая стоимость собственного капитала,
 
цена / балансовая стоимость собственного капитала
 
|  +
 
|
 
|  +
 
|
 
|-
 
|4
 
|P/E
 
|рыночная стоимость собственного капитала / чистая прибыль,
 
цена / чистая прибыль
 
|
 
|  +
 
|  +
 
|
 
|-
 
|5
 
|EV/Объемы запасов
 
|рыночная стоимость бизнеса / объем запасов в натуральном выражении
 
|  +
 
|
 
|
 
|  +
 
|-
 
|6
 
|EV / количество абонентов
 
|рыночная стоимость бизнеса / количество абонентов (клиентов)
 
|  +
 
|
 
|
 
|  +
 
|-
 
|7
 
|EV / генерируемая мощность
 
|рыночная стоимость бизнеса / генерируемая мощность
 
|  +
 
|
 
|
 
|  +
 
|}
 
 
 
'''5.3.4.''' Расчет стоимости бизнеса осуществляется по следующей формуле:
 
<tex>C= \cyr P \times m, </tex>
 
 
 
: где:
 
:: <tex> \cyr P </tex> показатель деятельности оцениваемого предприятия, ед. изм. зависит от вида показателя (например, ден. ед., натуральные ед.);
 
:: <tex>m</tex> – мультипликатор, ед. изм. зависит от ед. изм. показателя деятельности.
 
При использовании нескольких мультипликаторов результаты, полученные по каждому из них, согласовываются.
 

Текущая версия на 14:04, 11 января 2018

Метод сделок (метод сравнимых сделок) основан на информации о продажах пакетов акций или компании целиком (слияния/присоединения). Метод дает оценку рассматриваемого предприятия глазами его нового хозяина с учетом «премии за контроль», которая содержится в цене одной акции, если она приобретается в составе крупной доли предприятия.

5.3.1. Метод сделок (метод сравнимых сделок) основан на информации о продажах пакетов акций или компании целиком (слияния/присоединения). Используется при оценке компаний целиком либо контрольных пакетов акций.
Принципиальным отличием от метода рынка капитала является то, что мультипликаторы рассчитываются на основе цен сделок с контрольными пакетами акций. Принципиальным отличием от метода рынка капитала является то, что мультипликаторы рассчитываются на основе цен сделок с контрольными пакетами акций. Вследствие того, что количество сделок с контрольными пакетами акций незначительно, метод сделок применяется реже метода рынка капитала, а объемы используемых выборок рыночных данных – обычно меньше.

5.3.2. Расчет стоимости бизнеса осуществляется по следующей формуле:
С = П * m, где
П - показатель деятельности оцениваемого предприятия, ед. изм. зависит от вида показателя (например, ден. ед., натуральные ед.);
m – мультипликатор, ед. изм. зависит от ед. изм. показателя деятельности.

При использовании нескольких мультипликаторов результаты, полученные по каждому из них, согласовываются.


Смотри также: