5.2. Метод рынка капитала (метод компаний-аналогов) — различия между версиями

Материал из wiki по квалификационному экзамену Оценщиков
Перейти к: навигация, поиск
(Третий этап. Расчёт оценочных мультипликаторов.)
 
(не показано 6 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
Метод рынка капитала основан на информации о ценах акций аналогичных компаний открытого типа на мировых фондовых рынках.
+
'''5.2.1.''' Метод рынка капитала основан на информации о ценах акций аналогичных компаний открытого типа на мировых фондовых рынках. Метод является частным случаем [[5.3._Метод_сделок|метода сделок]]. В чистом виде используется для оценки миноритарных пакетов акций.<br />
Метод является частным случаем [[5.3._Метод_сделок|метода сделок]]. В чистом виде используется для оценки миноритарных пакетов акций.
+
Укрупненный алгоритм метода рынка капитала:
 
+
* сбор информации по оцениваемой компании;
Данный метод основан на рыночных ценах акций сходных предприятий. Предполагается, что инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти предприятия, либо в оцениваемое им предприятие. Практика применения данного метода предполагает определенную последовательность этапов и выполнение стандартных процедур.
+
* сбор информации по компаниям-аналогам;
<div class="noautonum">
+
* расчет оценочных [[5.4._Расчет_мультипликаторов | мультипликаторов]];
==Первый этап. Сбор информации по оцениваемой компании.==
+
* применение корректировок к итоговой стоимости.
 
+
<br />
 +
'''5.2.2.''' Сбор информации по оцениваемой компании.<br />
 
Анализируется финансовая отчетность оцениваемой компании за репрезентативный период. Длительность в каждом конкретном случае определяется индивидуально, но общее требование – он должен охватывать такой период деятельности предприятия, чтобы можно было выявить существующие в его развитии закономерности и тенденции, сформировавшиеся на дату оценки. Как правило, продолжительность анализируемого периода составляет от 2 до 5 лет.<br />
 
Анализируется финансовая отчетность оцениваемой компании за репрезентативный период. Длительность в каждом конкретном случае определяется индивидуально, но общее требование – он должен охватывать такой период деятельности предприятия, чтобы можно было выявить существующие в его развитии закономерности и тенденции, сформировавшиеся на дату оценки. Как правило, продолжительность анализируемого периода составляет от 2 до 5 лет.<br />
При необходимости анализируемая отчетность должна быть [[Раздел_2._Базовые_понятия#2.19._.D0.9D.D0.BE.D1.80.D0.BC.D0.B0.D0.BB.D0.B8.D0.B7.D0.B0.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D1.84.D0.B8.D0.BD.D0.B0.D0.BD.D1.81.D0.BE.D0.B2.D1.8B.D1.85_.D0.B8_.D1.82.D1.80.D0.B0.D0.BD.D1.81.D1.84.D0.BE.D1.80.D0.BC.D0.B0.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D1.84.D0.B8.D0.BD.D0.B0.D0.BD.D1.81.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B9_.D0.BE.D1.82.D1.87.D0.B5.D1.82.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.B8 | трансформирована и нормализована]].
+
При необходимости анализируемая отчетность должна быть [[Раздел_2._Базовые_понятия#2.19._.D0.9D.D0.BE.D1.80.D0.BC.D0.B0.D0.BB.D0.B8.D0.B7.D0.B0.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D1.84.D0.B8.D0.BD.D0.B0.D0.BD.D1.81.D0.BE.D0.B2.D1.8B.D1.85_.D0.B8_.D1.82.D1.80.D0.B0.D0.BD.D1.81.D1.84.D0.BE.D1.80.D0.BC.D0.B0.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D1.84.D0.B8.D0.BD.D0.B0.D0.BD.D1.81.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B9_.D0.BE.D1.82.D1.87.D0.B5.D1.82.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.B8 | трансформирована и нормализована]].<br />
 
+
<br />
==Второй этап. Сбор информации по компаниям-аналогам. ==
+
'''5.2.3.''' Сбор информации по компаниям-аналогам.<br />
 
 
 
Для проведения оценки бизнеса методом рынка капитала по компаниям–аналогам необходимо собрать информацию, позволяющую выполнить их сравнение с оцениваемым предприятием.<br />
 
Для проведения оценки бизнеса методом рынка капитала по компаниям–аналогам необходимо собрать информацию, позволяющую выполнить их сравнение с оцениваемым предприятием.<br />
 
Отбор предприятий для сравнения производят по следующим основным критериям:
 
Отбор предприятий для сравнения производят по следующим основным критериям:
Строка 21: Строка 21:
 
* стратегия их деятельности и перспективы развития;
 
* стратегия их деятельности и перспективы развития;
 
* финансовые характеристики.
 
* финансовые характеристики.
 
 
Важная составляющая часть оценки по данному методу — [[Раздел_2._Базовые_понятия#2.17._.D0.A4.D0.B8.D0.BD.D0.B0.D0.BD.D1.81.D0.BE.D0.B2.D1.8B.D0.B9_.D0.B0.D0.BD.D0.B0.D0.BB.D0.B8.D0.B7 | анализ финансового состояния]] предприятий и сопоставление полученных результатов с оцениваемым предприятием.<br />
 
Важная составляющая часть оценки по данному методу — [[Раздел_2._Базовые_понятия#2.17._.D0.A4.D0.B8.D0.BD.D0.B0.D0.BD.D1.81.D0.BE.D0.B2.D1.8B.D0.B9_.D0.B0.D0.BD.D0.B0.D0.BB.D0.B8.D0.B7 | анализ финансового состояния]] предприятий и сопоставление полученных результатов с оцениваемым предприятием.<br />
 
+
<br />
==Третий этап. Расчёт оценочных мультипликаторов.==
+
'''5.2.4.''' Применение корректировок к итоговой стоимости.<br />
Мультипликатор – коэффициенты, отражающие соотношение между ценой и показателями деятельности организации.
+
Величина стоимости, полученная на основе мультипликаторов, должна быть [[3.7._Заключительные_корректировки_к_стоимости | откорректирована]] для учета специфики оцениваемого предприятия, которая не была отражена в использованных мультипликаторах, например:
Подробная информация приведена в [[5.4._Расчет_мультипликаторов | профильном разделе]].
+
* если были применены доходные (интервальные) мультипликаторы, рассчитанные на базе показателей финансовых результатов (выручки от реализации продукции, показателей прибыли) или показателей денежного потока, то необходима корректировка, учитывающая стоимость активов, не участвующих в генерации денежных потоков, отраженных в финансовых результатах (например, прибавление стоимости избыточных и непрофильных активов).
 
+
* если объектом оценки является мажоритарный пакет, то необходимо учесть премию на контроль.
==Четвертый этап. Применение корректировок к итоговой стоимости==
+
<br />
Итоговая величина стоимости должна быть откорректирована в зависимости от конкретных обстоятельств.
+
----
 
+
Смотри также:
Перечень и объем вносимых поправок определяется применяемым методом сравнительного подхода, целями оценки и видом используемых мультипликаторов.
+
* [[5.4._Расчет_мультипликаторов | расчет мультипликаторов]];
 
+
* [[3.7._Заключительные_корректировки_к_стоимости | заключительные корректировки к стоимости]].
Так, если были применены доходные (интервальные) мультипликаторы, рассчитанные на базе показателей финансовых результатов (выручки от реализации продукции, показателей прибыли) или показателей денежного потока, то необходима корректировка путем прибавления к предварительной стоимости величины стоимости избыточных и нефункционирующих активов, которые не принимают участия в формировании использованных в расчете показателей финансовых результатов и денежных потоков.
 
 
 
В этом случае также необходима корректировка на избыток/ недостаток собственного оборотного капитала: если компания на дату оценки имеет избыточный собственный оборотный капитал, его величину следует прибавить к стоимости действующего предприятия. В случае недостатка собственного оборотного капитала стоимость предприятия необходимо уменьшить на эту величину.
 
 
 
Необходимость в указанных корректировках отсутствует в случае, когда в оценке бизнеса применены балансовые (моментные) мультипликаторы, рассчитанные на базе балансовой стоимости совокупных активов или стоимости чистых активов.
 
 
 
Обоснованность внесения поправок на степень контроля и ликвидности оцениваемых долей бизнеса определяется целями оценки и использованным методом сравнительного подхода.
 
 
 
Метод рынка капитала основан на использовании цен, сформированных в отношении аналогичных компаний фондовым рынком, на котором совершаются сделки с миноритарными (неконтрольными) пакетами акций. Поэтому результат применения метода рынка капитала без внесения соответствующих корректировок позволяет оценить стоимость миноритарного пакета акций.
 
 
 
Если поставлена цель оценки миноритарного пакета, то внесения поправок на степень контроля в данном случае не требуется. При этом, если по результатам использования метода рынка капитала необходимо оценить мажоритарный (контрольный) пакет акций или предприятие в целом – к предварительной величине стоимости необходимо прибавить премию за контроль. При необходимости также может быть сделана скидка на недостаточную ликвидность оцениваемой доли.
 

Текущая версия на 14:07, 11 января 2018

5.2.1. Метод рынка капитала основан на информации о ценах акций аналогичных компаний открытого типа на мировых фондовых рынках. Метод является частным случаем метода сделок. В чистом виде используется для оценки миноритарных пакетов акций.
Укрупненный алгоритм метода рынка капитала:

  • сбор информации по оцениваемой компании;
  • сбор информации по компаниям-аналогам;
  • расчет оценочных мультипликаторов;
  • применение корректировок к итоговой стоимости.


5.2.2. Сбор информации по оцениваемой компании.
Анализируется финансовая отчетность оцениваемой компании за репрезентативный период. Длительность в каждом конкретном случае определяется индивидуально, но общее требование – он должен охватывать такой период деятельности предприятия, чтобы можно было выявить существующие в его развитии закономерности и тенденции, сформировавшиеся на дату оценки. Как правило, продолжительность анализируемого периода составляет от 2 до 5 лет.
При необходимости анализируемая отчетность должна быть трансформирована и нормализована.

5.2.3. Сбор информации по компаниям-аналогам.
Для проведения оценки бизнеса методом рынка капитала по компаниям–аналогам необходимо собрать информацию, позволяющую выполнить их сравнение с оцениваемым предприятием.
Отбор предприятий для сравнения производят по следующим основным критериям:

  • принадлежность к отрасли (сфере деятельности);
  • вид и класс выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг;
  • характеристика основных контрагентов;
  • стадия развития компаний;
  • географические факторы;
  • размеры предприятий;
  • стратегия их деятельности и перспективы развития;
  • финансовые характеристики.

Важная составляющая часть оценки по данному методу — анализ финансового состояния предприятий и сопоставление полученных результатов с оцениваемым предприятием.

5.2.4. Применение корректировок к итоговой стоимости.
Величина стоимости, полученная на основе мультипликаторов, должна быть откорректирована для учета специфики оцениваемого предприятия, которая не была отражена в использованных мультипликаторах, например:

  • если были применены доходные (интервальные) мультипликаторы, рассчитанные на базе показателей финансовых результатов (выручки от реализации продукции, показателей прибыли) или показателей денежного потока, то необходима корректировка, учитывающая стоимость активов, не участвующих в генерации денежных потоков, отраженных в финансовых результатах (например, прибавление стоимости избыточных и непрофильных активов).
  • если объектом оценки является мажоритарный пакет, то необходимо учесть премию на контроль.



Смотри также: