5.3. Метод сделок — различия между версиями

Материал из wiki по квалификационному экзамену Оценщиков
Перейти к: навигация, поиск
Строка 41: Строка 41:
 
EV/Sales
 
EV/Sales
 
|
 
|
Стоимость бизнеса / выручка
+
Стоимость бизнеса / Выручка
 
|
 
|
 
|  +  
 
|  +  
Строка 49: Строка 49:
 
|2
 
|2
 
|EV/EBITDA
 
|EV/EBITDA
|Стоимость бизнеса / прибыль до уплаты налогов, процентов и амортизации
+
|Стоимость бизнеса / Прибыль до уплаты налогов, процентов и амортизации
 
|
 
|
 
|  +
 
|  +
Строка 57: Строка 57:
 
|3
 
|3
 
|P/BV
 
|P/BV
|рыночная стоимость собственного капитала / балансовая стоимость собственного капитала,
+
|Рыночная стоимость собственного капитала / Балансовая стоимость собственного капитала,
цена / балансовая стоимость собственного капитала
+
Цена / Балансовая стоимость собственного капитала
 
|  +
 
|  +
 
|
 
|
Строка 66: Строка 66:
 
|4
 
|4
 
|P/E
 
|P/E
|рыночная стоимость собственного капитала / чистая прибыль,
+
|Рыночная стоимость собственного капитала / Чистая прибыль,
цена / чистая прибыль
+
Цена / Чистая прибыль
 
|
 
|
 
|  +
 
|  +
Строка 75: Строка 75:
 
|5
 
|5
 
|EV/Объемы запасов
 
|EV/Объемы запасов
|Стоимость бизнеса / объем запасов в натуральном выражении
+
|Стоимость бизнеса / Объем запасов в натуральном выражении
 
|  +
 
|  +
 
|
 
|
Строка 82: Строка 82:
 
|-
 
|-
 
|6
 
|6
|EV / количество абонентов
+
|EV / Количество абонентов
|Стоимость бизнеса / количество абонентов (клиентов)
+
|Стоимость бизнеса / Количество абонентов (клиентов)
 
|  +
 
|  +
 
|
 
|
Строка 90: Строка 90:
 
|-
 
|-
 
|7
 
|7
|EV / генерируемая мощность
+
|EV / Генерируемая мощность
|Стоимость бизнеса / генерируемая мощность
+
|Стоимость бизнеса / Генерируемая мощность
 
|  +
 
|  +
 
|
 
|

Версия 15:23, 9 января 2018

Метод сделок (продаж) имеет своей целью оценку контрольного пакета акций (50% + одна акция) или же оценку целиком небольших объектов. В нем используются цены компаний-аналогов, подвергшихся слияниям и поглощениям. Суть данного метода сводится к тому, что стоимость оцениваемой компании (контрольного пакета) представляет собой скорректированную стоимость (продажную цену) аналогичного предприятия (контрольного пакета). Предприятие-аналог должно удовлетворять требованиям сопоставимости - принадлежать той же отрасли, не слишком отличаться размером, форма владения должна быть аналогичной. Только если эти условия выполняются, рыночную цену предприятия-аналога можно корректировать с целью учета даты продажи, типа предприятия, условий продажи и другой информации по сделкам.

Иначе говоря, данный метод дает оценку рассматриваемого предприятия глазами его нового хозяина с учетом «премии за контроль», которая содержится в цене одной акции, если она приобретается в составе крупной доли предприятия.

Практические возможности для использования этого метода предоставляются гораздо реже в силу относительно малой частоты сделок с контрольными пакетами и предполагают оценку стоимости предприятия с точки зрения владельца контрольного пакета.

В расчётах метод сделок сводится к тому же алгоритму, что и в методе рынка капитала (см. раздел 5.2.), с тем различием, что применяемые мультипликаторы, вычисляются на основе цен по отслеживаемым на фондовом рынке сделкам с контрольными пакетами акций.

5.3.1. Метод сделок (метод сравнимых сделок) основан на информации о продажах пакетов акций или компании целиком (слияния/присоединения). Используется при оценке компаний целиком либо контрольных пакетов акций.

5.3.2. Укрупненный алгоритм применения метода:

  • выбор предприятий-аналогов;
  • выбор мультипликаторов;
  • расчет значений мультипликаторов по компаниям-аналогам;
  • расчет стоимости оцениваемой компании на основе каждого из отобранных мультипликаторов;
  • согласование итоговой величины стоимости оцениваемой компании, полученной на основе различных мультипликаторов.

5.3.3. Мультипликатор – коэффициенты, отражающие соотношение между ценой и показателями деятельности организации. В зависимости от вида показателя деятельности организации выделяют:

  • моментные (балансовые) мультипликаторы – показатель деятельности характеризует состояние на конкретную дату (например, цена / балансовая стоимость собственного капитала, цена / количество абонентов);
  • интервальные (доходные) мультипликаторы – показатель характеризует результаты за некоторый период времени (например, цена / выручка, цена / чистая прибыль);
  • финансовые мультипликаторы – показатель характеризует финансовые результаты деятельности организации (например, цена / чистая прибыль, цена / чистая прибыль);
  • натуральные мультипликаторы – показатель характеризует нефинансовые результаты деятельности организации (например, цена / количество абонентов, цена / генерируемая мощность).

В оценочной практике наиболее часто применяются следующие мультипликаторы:

Таблица 19
№ п/п Условное обозначение Расшифровка Вид мультипликатора
моментн. интерв. фин. натур.
1

EV/Sales

Стоимость бизнеса / Выручка

+ +
2 EV/EBITDA Стоимость бизнеса / Прибыль до уплаты налогов, процентов и амортизации + +
3 P/BV Рыночная стоимость собственного капитала / Балансовая стоимость собственного капитала,

Цена / Балансовая стоимость собственного капитала

+ +
4 P/E Рыночная стоимость собственного капитала / Чистая прибыль,

Цена / Чистая прибыль

+ +
5 EV/Объемы запасов Стоимость бизнеса / Объем запасов в натуральном выражении + +
6 EV / Количество абонентов Стоимость бизнеса / Количество абонентов (клиентов) + +
7 EV / Генерируемая мощность Стоимость бизнеса / Генерируемая мощность + +

5.3.4. Расчет стоимости бизнеса осуществляется по следующей формуле:
С = П * m, где
П - показатель деятельности оцениваемого предприятия, ед. изм. зависит от вида показателя (например, ден. ед., натуральные ед.);
m – мультипликатор, ед. изм. зависит от ед. изм. показателя деятельности.
При использовании нескольких мультипликаторов результаты, полученные по каждому из них, согласовываются. Подробнее о мультипликаторах: Расчет мультипликаторов