5.2. Метод рынка капитала (метод компаний-аналогов) — различия между версиями
Pentaxer (обсуждение | вклад) (→Второй этап. Сбор информации по компаниям-аналогам.) |
Pentaxer (обсуждение | вклад) (→Третий этап. Расчёт оценочных мультипликаторов.) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
==Третий этап. Расчёт оценочных мультипликаторов.== | ==Третий этап. Расчёт оценочных мультипликаторов.== | ||
− | + | Мультипликатор – коэффициенты, отражающие соотношение между ценой и показателями деятельности организации. | |
− | + | Подробная информация приведена в [[5.4._Расчет_мультипликаторов | профильном разделе]]. | |
− | |||
− | [[5.4._Расчет_мультипликаторов| | ||
==Четвертый этап. Применение корректировок к итоговой стоимости== | ==Четвертый этап. Применение корректировок к итоговой стоимости== |
Версия 13:03, 11 января 2018
Метод рынка капитала основан на информации о ценах акций аналогичных компаний открытого типа на мировых фондовых рынках. Метод является частным случаем метода сделок. В чистом виде используется для оценки миноритарных пакетов акций.
Данный метод основан на рыночных ценах акций сходных предприятий. Предполагается, что инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти предприятия, либо в оцениваемое им предприятие. Практика применения данного метода предполагает определенную последовательность этапов и выполнение стандартных процедур.
Содержание
Первый этап. Сбор информации по оцениваемой компании.
Анализируется финансовая отчетность оцениваемой компании за репрезентативный период. Длительность в каждом конкретном случае определяется индивидуально, но общее требование – он должен охватывать такой период деятельности предприятия, чтобы можно было выявить существующие в его развитии закономерности и тенденции, сформировавшиеся на дату оценки. Как правило, продолжительность анализируемого периода составляет от 2 до 5 лет.
При необходимости анализируемая отчетность должна быть трансформирована и нормализована.
Второй этап. Сбор информации по компаниям-аналогам.
Для проведения оценки бизнеса методом рынка капитала по компаниям–аналогам необходимо собрать информацию, позволяющую выполнить их сравнение с оцениваемым предприятием.
Отбор предприятий для сравнения производят по следующим основным критериям:
- принадлежность к отрасли (сфере деятельности);
- вид и класс выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг;
- характеристика основных контрагентов;
- стадия развития компаний;
- географические факторы;
- размеры предприятий;
- стратегия их деятельности и перспективы развития;
- финансовые характеристики.
Важная составляющая часть оценки по данному методу — анализ финансового состояния предприятий и сопоставление полученных результатов с оцениваемым предприятием.
Третий этап. Расчёт оценочных мультипликаторов.
Мультипликатор – коэффициенты, отражающие соотношение между ценой и показателями деятельности организации. Подробная информация приведена в профильном разделе.
Четвертый этап. Применение корректировок к итоговой стоимости
Итоговая величина стоимости должна быть откорректирована в зависимости от конкретных обстоятельств.
Перечень и объем вносимых поправок определяется применяемым методом сравнительного подхода, целями оценки и видом используемых мультипликаторов.
Так, если были применены доходные (интервальные) мультипликаторы, рассчитанные на базе показателей финансовых результатов (выручки от реализации продукции, показателей прибыли) или показателей денежного потока, то необходима корректировка путем прибавления к предварительной стоимости величины стоимости избыточных и нефункционирующих активов, которые не принимают участия в формировании использованных в расчете показателей финансовых результатов и денежных потоков.
В этом случае также необходима корректировка на избыток/ недостаток собственного оборотного капитала: если компания на дату оценки имеет избыточный собственный оборотный капитал, его величину следует прибавить к стоимости действующего предприятия. В случае недостатка собственного оборотного капитала стоимость предприятия необходимо уменьшить на эту величину.
Необходимость в указанных корректировках отсутствует в случае, когда в оценке бизнеса применены балансовые (моментные) мультипликаторы, рассчитанные на базе балансовой стоимости совокупных активов или стоимости чистых активов.
Обоснованность внесения поправок на степень контроля и ликвидности оцениваемых долей бизнеса определяется целями оценки и использованным методом сравнительного подхода.
Метод рынка капитала основан на использовании цен, сформированных в отношении аналогичных компаний фондовым рынком, на котором совершаются сделки с миноритарными (неконтрольными) пакетами акций. Поэтому результат применения метода рынка капитала без внесения соответствующих корректировок позволяет оценить стоимость миноритарного пакета акций.
Если поставлена цель оценки миноритарного пакета, то внесения поправок на степень контроля в данном случае не требуется. При этом, если по результатам использования метода рынка капитала необходимо оценить мажоритарный (контрольный) пакет акций или предприятие в целом – к предварительной величине стоимости необходимо прибавить премию за контроль. При необходимости также может быть сделана скидка на недостаточную ликвидность оцениваемой доли.