Методические разъяснения по оценке бизнеса для предоставления в Правительственную комиссию — различия между версиями

Материал из wiki по квалификационному экзамену Оценщиков
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
 
'''Методические разъяснения по подготовке отчетов об оценке бизнеса для предоставления в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации'''
 
'''Методические разъяснения по подготовке отчетов об оценке бизнеса для предоставления в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации'''
  
 +
Редакция 5
  
'''1.''' Методические разъяснения носят рекомендательный характер, предназначены для подготовки отчетов об оценке бизнеса (акций, долей участия) в целях предоставления в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее – Правительственная комиссия) и обобщают практику подготовки соответствующих отчетов об оценке.
+
1. Методические разъяснения носят рекомендательный характер, предназначены для подготовки отчетов об оценке бизнеса (акций, долей участия) в целях предоставления в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее – Правительственная комиссия) и обобщают практику подготовки соответствующих отчетов об оценке. Методические разъяснения развивают положения [15] по результатам их практической апробации и обобщения соответствующей практики.
  
'''2.''' Указами Президента РФ [1–3] установлен особый порядок совершения сделок с пакетами акций и долями участия в российских компаниях, владельцами которых являются(лись) лица, связанные с недружественными странами [4] (далее – Сделки). Проведение Сделок требует разрешения Правительственной комиссии, которое принимается, в т.ч. с учетом анализа отчета об оценке соответствующего бизнеса [5]. В большинстве случаев отчет направляется в Правительственную комиссию вместе с положительным заключением саморегулируемой организации оценщиков по результатам его экспертизы.
+
2. Указами Президента РФ [1 – 3] установлен особый порядок совершения сделок<sup>1</sup> с пакетами акций и долями участия в российских компаниях, владельцами которых являются(лись) лица, связанные с недружественными странами [4] (далее – Сделки). Проведение Сделок требует разрешения Правительственной комиссии, которое принимается, в т.ч. с учетом анализа отчета об оценке соответствующего бизнеса вместе с положительным заключением саморегулируемой организации оценщиков по результатам его экспертизы [5, 6].
  
'''3.''' Компоненты Задания на оценку (п. 3 ФСО IV [8]):
+
3. На сайте Министерства финансов Российской Федерации размещены списки рекомендованных оценочных компаний [20] и саморегулируемых организаций оценщиков [21].
  
3.1. Объект оценки – акции / доля участия, принадлежащие конкретному лицу (акционеру / учредителю, который собирается их продать и выйти из бизнеса по результатам Сделки).
+
4. Компоненты Задания на оценку (п. 3 ФСО IV [11]):
  
3.2. Вид стоимости – рыночная.
+
4.1. Объект оценки:
  
3.3. Предпосылки стоимости – стандартные рыночные (п. 14 ФСО II [6]).
+
* акции<sup>2</sup> (доля участия), принадлежащие конкретному лицу (акционеру / учредителю);
 +
* требование п. 5 ФСО III [10] по отражению использования специальных допущений в формулировке объекта оценки может быть выполнено следующим образом: «… с учетом специальных допущений, указанных в разделе … Задания на оценку».
  
3.4. Дата оценки рекомендуется установить так, чтобы по состоянию на эту дату уже была доступна информация о намерении совершить Сделку. Это позволит избежать нарушения требований п. 12 ФСО III [7] (ограничение на использование информации, которая стала доступна после даты оценки).
+
4.2. Вид стоимости рыночная<sup>3</sup>.
  
3.5. Цель оценки ~ «Предоставление отчета об оценке в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации для согласования сделки в соответствии с требованиями [1 / 2 / 3]».
+
4.3. Предпосылки стоимости – стандартные рыночные (п. 14 ФСО II [9])<sup>4</sup>.
  
3.6. Допущения и ограничения могут включать описание существенных условий предполагаемой сделки<sup>1</sup>, использования отдельных материалов в процессе оценки (см. п. 9).
+
4.4. Дата оценки рекомендуется установить так, чтобы по состоянию на эту дату уже была доступна информация о намерении совершить Сделку. Это позволит избежать нарушения требований п. 12 ФСО III [10] (ограничение на использование информации, которая стала доступна после даты оценки).
  
'''4.''' Рыночная стоимость устанавливается с учетом планов и перспектив развития бизнеса, которые определяются (п. 6, 7 ФСО 8 [10]):
+
4.5. Цель оценки ~ «Для предоставления в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ в целях согласования сделки [вид сделки]».
  
4.1. Характеристиками имущественного комплекса, финансовым состоянием бизнеса и параметрами его деятельности;
+
4.6. Допущения и ограничения – могут содержать:
  
4.2. Отраслевой и макроэкономической конъюнктурой частности, анализу подлежит влияние санкций и ответных мер РФ);
+
* описание существенных условий предполагаемой сделки<sup>5,6</sup>;
 +
* использование отдельных материалов в процессе оценки (см. п. 11);
 +
* ограничения в отношении источников информации и объема исследования том числе описанные в [16]);
 +
* условия учета внутригрупповых расчетов, расчетов с контрагентами в недружественных странах (сроки, вероятность, взаимозачеты).
  
4.3. Последствиями Сделки, которые имеют отношение к гипотетическому (типичному рыночному) покупателю<sup>2</sup> (п. 14 ФСО II), т.е. фактом выхода акционера(ов) / учредителя(ей) по результатам Сделки (далее данная составляющая планов и перспектив развития – Последствия Сделки). В отличие от п. 4.1, 4.2 учет данного компонента имеет специфику и рассмотрен далее.
+
5. Рыночная стоимость устанавливается с учетом планов и перспектив развития бизнеса, которые определяются (п. 6, 7 ФСО 8 [13]):
  
'''5.''' Экономическими Последствиями Сделки могут являться:
+
5.1. Характеристиками имущественного комплекса, финансовым состоянием бизнеса и параметрами его деятельности;
  
5.1. Изменение контрагентов бизнеса (покупателей, поставщиков, кредиторов).
+
5.2. Отраслевой и макроэкономической конъюнктурой (в частности, анализу подлежит влияние санкций и ответных мер РФ);
  
5.2. Изменение структуры и условий финансирования.
+
5.3. Последствиями<sup>7</sup> Сделки, которые имеют отношение к гипотетическому (типичному рыночному) покупателю<sup>8</sup> (п. 14 ФСО II) (далее данная составляющая планов и перспектив развития – Последствия Сделки). Специфика учета данной составляющей рассмотрена далее.
  
5.3. Появление обязательств, необходимых для продолжения деятельности (расторжение договоров с выплатой соответствующей неустойки, увольнение части сотрудников с выплатой выходного пособия и т.д.).
+
6. Экономические Последствия Сделки:
  
5.4. Появление избыточных или непрофильных активов.
+
6.1. Зависят от оцениваемого количества акций (размера доли), характеристик имущественного комплекса, деятельности конкретного бизнеса, а также вида сделки1.
  
5.5. Изменение размера денежных потоков, их распределения во времени и связанных с ними рисков, в т.ч. в связи с существенными условиями Сделки (п. 3.6).
+
6.2. Распространенные примеры Последствий Сделки:
  
5.6. Изменение условий доступа к ключевому сырью, материалам, объектам интеллектуальной собственности (цена, сроки и т.д.).
+
* изменение контрагентов бизнеса (покупателей, поставщиков, кредиторов);
 +
* изменение структуры и условий финансирования;
 +
* изменение условий доступа к ключевому сырью, материалам, объектам интеллектуальной собственности, технологиям и обслуживанию оборудования (от полной недоступности до изменения цены, сроков и т.д.);
 +
* появление обязательств, необходимых для продолжения деятельности (расторжение договоров с выплатой соответствующей неустойки, увольнение части сотрудников с выплатой выходного пособия и т.д.);
 +
* появление избыточных или непрофильных активов;
 +
* изменение размера денежных потоков, их распределения во времени и связанных с ними рисков, в т.ч. в связи с существенными условиями Сделки (п. 4.6);
 +
* изменение условий доступа к ключевому сырью, материалам, объектам интеллектуальной собственности (цена, сроки и т.д.);
 +
* появление оснований для прогноза плановой ликвидации бизнеса [17].
  
'''6.''' Доходный подход к оценке:
+
6.3. Сделка может не приводить к существенным для бизнеса последствиям<sup>9</sup>.
  
6.1. Последствия Сделки могут влиять на величину денежных потоков, риски деятельности, а также размер итоговых корректировок (например, стоимость избыточных и непрофильных активов – см. п. 7). При этом следует избегать двойного учета факторов стоимости (п. 23 ФСО V [9]).
+
7. Доходный подход к оценке:
  
6.2. Риски будущей деятельности могут отличаться от среднерыночных и ретроспективных. Риски могут как повышаться, так и снижаться, например, в связи с ответными мерами РФ на санкции (поддержка отечественных производителей, импортозамещение, обеспечение технологического и иного суверенитета и т.д.).
+
7.1. Последствия Сделки могут влиять на величину денежных потоков, рисков деятельности, а также размер итоговых корректировок (например, стоимость избыточных и непрофильных активов – см. п. 7). При этом следует избегать двойного учета факторов стоимости (п. 23 ФСО V [11]).
  
Последствия Сделки могут быть учтены в величине ставки дисконтирования за счет: премии за специфический риск, премии за размер, изменения структуры капитала, изменения стоимости заемного капитала.
+
7.2. Риски будущей деятельности могут отличаться от среднерыночных и ретроспективных. Риски могут как повышаться, так и снижаться, например в связи с ответными мерами РФ на санкции (поддержка отечественных производителей, импортозамещение, обеспечение технологического и иного суверенитета и т.д.). Последствия Сделки могут быть учтены в величине ставки дисконтирования за счет: премии за специфический риск, премии за размер, изменения структуры капитала, изменения стоимости заемного капитала.
  
6.3. Может иметь место существенное различие прогнозных и ретроспективных показателей деятельности в связи с существенным изменением условий функционирования бизнеса из-за Последствий Сделки – снижается возможность использования методов оценки, основанных на экстраполяции результатов ретроспективной деятельности.
+
7.3. Может иметь место существенное различие прогнозных и ретроспективных показателей деятельности в связи с существенным изменением условий функционирования бизнеса из-за Последствий Сделки – снижается достоверность методов оценки, основанных на экстраполяции ретроспективных результатов.
  
'''7.''' Затратный подход к оценке:
+
7.4. Планы и перспективы развития бизнеса формируются с учетом ключевых показателях эффективности для новых акционеров (собственников) (п.п. 3 п.1 [5], при наличии на дату составления отчета об оценке).
  
7.1. Последствия Сделки могут отражаться на:
+
7.5. Следует избегать использования необоснованно оптимистических прогнозов результатов деятельности оцениваемого бизнеса, поскольку это противоречит предпосылкам рыночной стоимости (см. [9]).
 +
 
 +
8. Затратный подход к оценке:
 +
 
 +
8.1. Последствия Сделки могут отражаться на:
  
 
* рыночной стоимости нематериальных активов;
 
* рыночной стоимости нематериальных активов;
Строка 60: Строка 76:
 
* рыночной стоимости займов и кредитов.
 
* рыночной стоимости займов и кредитов.
  
7.2. Существенным по стоимости активом может являться персонал бизнеса, поскольку продолжение отдельных видов деятельности требует сотрудников такой квалификации
+
8.2. Существенным по стоимости активом может являться персонал, поскольку продолжение отдельных видов деятельности требует сотрудников такой квалификации и количества, получение которых в разумные сроки затруднено<sup>10</sup>. Стоимость данного актива может быть определена по рыночным затратам на поиск и обучение<sup>11</sup> сотрудников.
и в таком количестве, которые не могут быть набраны на рынке труда в короткие сроки<sup>3</sup>. Стоимость данного актива может быть определена по рыночным затратам на поиск и обучение<sup>4</sup> сотрудников.
+
 
 +
8.3. Применение подхода носит ограниченный характер (п. 11 ФСО 8). Может применяться, когда Последствия Сделки характеризуются высокой неопределенностью и денежные потоки бизнеса не могут быть определены<sup>12</sup>.
 +
 
 +
8.4. При наличии предпосылки ликвидации бизнеса после совершения Сделки – оценка осуществляется по методу плановой ликвидации [18].
 +
 
 +
9. Сравнительный подход – как правило, не применяется, в связи с отсутствием необходимой информации [20], а также невозможностью учесть Последствия сделки.
 +
 
 +
10. Учет скидок и премий:
 +
 
 +
10.1. Рыночная стоимость определяется с учетом рыночного уровня скидки на недостаток контроля (премии за контроль), скидки на низкую ликвидность.
 +
 
 +
10.2. В общем виде, отсутствуют основания для невнесения скидок на неконтрольный характер для миноритарных пакетов акций (долей участия), поскольку:
 +
 
 +
* Сделка осуществляется по инициативе продавца;
 +
* Сделка не является обязательным выкупом акций – не применимы положения ст. 87 Закона об АО [7];
 +
* определению подлежит рыночная, а не действительная стоимость – не применимы положения ст. 23, 26 Закона об ООО [8].
 +
 
 +
10.3. Размер скидки на неконтрольный характер (премии на контроль) следует определять с учетом фактических обстоятельств / намерений совершения Сделки<sup>13</sup>.
 +
 
 +
10.4. Скидку на низкую (ограниченную) ликвидность следует применять в том случае, когда сопоставимые аналоги имеют более высокую ликвидность по сравнению с объектом оценки (п. 30.17 МСО 105 [22]). Как правило, отсутствуют основания для внесения данной скидки.
  
7.3. Применение подхода носит ограниченный характер (п. 11 ФСО 8). Может применяться, когда Последствия Сделки характеризуются высокой неопределенностью и денежные потоки бизнеса не могут быть определены<sup>5</sup>.
+
11. Установление Последствий Сделки может требовать проведения анализа, не относящегося к процессу оценки<sup>14</sup> (п. 2 ФСО III). Результаты соответствующего анализа могут быть предоставлены Оценщику Заказчиком или отраслевыми специалистами (п. 11 ФСО III). Использование данных материалов и связанные с этим допущения, ограничения рекомендуется закрепить в Задании на оценку (п.п. 6 п. 3 ФСО IV). При этом Оценщик проверяет достоверность соответствующих данных, используя доступные ему способы [14].
  
Сравнительный подход, как правило, не применяется, в связи с отсутствием необходимой информации [12], а также невозможностью учесть Последствия сделки.
+
12. Правительственная комиссия выдает разрешение на совершение Сделки по результатам анализа ее экономических последствий. В отчете об оценке следует привести детализированное описание бизнеса, акции / доли участия которого оцениваются, с акцентом на: характеристику имущественного комплекса, ретроспективной и прогнозной сырьевой базы, инвестиционных / капитальных вложений, особенности формирования денежных потоков.
  
Установление Последствий Сделки может требовать проведения анализа, не относящегося к процессу оценки6 (п. 2 ФСО III [7]). Результаты соответствующего анализа могут быть предоставлены Оценщику Заказчиком или отраслевыми специалистами (п. 11 ФСО III). Использование указанных материалов и связанные с этим допущения, ограничения рекомендуется закрепить в Задании на оценку (п.п. 6 п. 3 ФСО IV). При этом Оценщик проверяет достоверность соответствующих данных, используя доступные ему инструменты и методы [11].
+
13. В случае отсутствия экономической полезности у объекта оценки<sup>15</sup> его стоимость устанавливается в размере 1 (один) условный рубль [18];
  
 +
  
Источники:
+
'''Источники:'''
  
 
1. Указ Президента РФ от 08.09.2022 № 618 «Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами».
 
1. Указ Президента РФ от 08.09.2022 № 618 «Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами».
Строка 78: Строка 114:
 
3. Указ Президента РФ от 03.03.2023 № 138 «О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением ценных бумаг».
 
3. Указ Президента РФ от 03.03.2023 № 138 «О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением ценных бумаг».
  
4. Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р.
+
4. Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц».
  
 
5. Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 22.12.2022 № 118/1.
 
5. Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 22.12.2022 № 118/1.
  
6. Федеральный стандарт «Виды стоимости (ФСО II)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200.
+
6. Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 02.03.2023 № 143/4.
 +
 
 +
7. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
 +
 
 +
8. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
 +
 
 +
9. Федеральный стандарт оценки «Виды стоимости (ФСО II)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200.
  
7. Федеральный стандарт «Процесс оценки (ФСО III)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200.
+
10. Федеральный стандарт оценки «Процесс оценки (ФСО III)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200.
  
8. Федеральный стандарт «Задание на оценку (ФСО IV)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200.
+
11. Федеральный стандарт оценки «Задание на оценку (ФСО IV)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200.
  
9. Федеральный стандарт «Подходы и методы оценки (ФСО V)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200.
+
12. Федеральный стандарт оценки «Подходы и методы оценки (ФСО V)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200.
  
10. Федеральный стандарт оценки «Оценка бизнеса (ФСО №8)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.06.2015 № 326.
+
13. Федеральный стандарт оценки «Оценка бизнеса (ФСО №8)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.06.2015 № 326.
  
11. Методические разъяснения по проверке данных Заказчика при оценке отдельных предприятий от 10.04.2018 МР–1/18.
+
14. Методические разъяснения по проверке данных Заказчика при оценке отдельных предприятий от 10.04.2018 МР–1/18.
  
11. Отказ от использования сравнительного подхода при оценке стоимости предприятия [Электронный ресурс] // srosovet.ru: Ассоциация «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет». URL: https://srosovet.ru/content/files/00/19/d9.pdf.
+
15. Методические разъяснения по подготовке отчетов об оценке бизнеса для предоставления в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации в редакциях от 06.03.2023 № МРз-23/2, от 27.03.2023 № МРз-2/23(2), от 02.05.2023 № МРз-2/23(3), от 11.10.2023 № МРз-2/23(4).
  
   
+
16. Методические разъяснения по оценке стоимости по общедоступным источникам информации от 12.07.2023 № МРз–4/23.
 +
 
 +
17. Методические разъяснения по оценке бизнеса при наличии предпосылки его ликвидации от 07.02.2023 № МРз–1/23.
 +
 
 +
18. Методические разъяснения по вопросу нулевой / отрицательной расчетной величины стоимости. МР–1/21 от 18.10.2021
 +
 
 +
19. Отказ от использования сравнительного подхода при оценке стоимости предприятия [Электронный ресурс] // srosovet.ru: Ассоциация «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет».
 +
 
 +
20. Перечень оценщиков (оценочных организаций), рекомендованных для проведения оценки рыночной стоимости активов [Электронный ресурс] // minfin.gov.ru: Министерство финансов Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/ru/permission/79-81.
 +
 
 +
21. Перечень рекомендованных саморегулируемых организаций оценщиков …. [Электронный ресурс] // minfin.gov.ru: Министерство финансов Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/ru/permission/79-81.
 +
 
 +
22. Международные стандарты оценки / пер. с англ. под ред. И.Л. Артеменкова, С.А. Табаковой. — М.: Ассоциация «Русское общество оценщиков», 2022. — 198 с.
 +
 
 +
 
 +
'''Сноски'''
 +
 
 +
1) наиболее часто – купля-продажа; также встречаются: ликвидация, внутригрупповые сделки и т.д.
 +
 
 +
2) если сутью Сделки является продажа пакета акций, отличного от 100%, то формирование объекта оценки как
 +
«1 акция в составе 100% пакета» – является ошибочным, вводит в заблуждение пользователей отчета об оценке.
 +
 
 +
3) отсутствуют основания для установления действительной стоимости, поскольку: а) в [5, 6] прямо указано, что Правительственная комиссия рассматривает отчеты об оценке рыночной стоимости, б) положения ст. 23 Закона об ООО [8], не распространяются на сделки, требующие разрешения Правительственной комиссии.
 +
 
 +
4) положение п.п. 2) п. 1 Выписки из протокола Правительственной комиссии [5] и п. 1 Выписки из протокола Правительственной комиссии [6] являются управленческим решением и не относится к факторам стоимости, подлежащим учету в отчете об оценке.
 +
 
 +
5) как правило, регулируются договором купли-продажи за пределами процесса оценки.
 +
 
 +
6) например, возможность возобновления деятельности продавцом за счет обратного выкупа (buy back), осуществление Сделки совместно с иными сделками) и т.д.
 +
 
 +
7) например, могут быть связаны с фактом выхода акционера(ов) / учредителя(ей) по результатам Сделки
  
Сноски
+
8) имеют отношение к любому гипотетическому покупателю (в отличие от инвестиционной стоимости, при оценке которой учету подлежат последствия для конкретного покупателя – п. 16 ФСО II).
  
1) например, возможность возобновления деятельности продавцом за счет обратного выкупа (buy back) и т.д.
+
9) например, основная деятельность связана со сдачей в аренду типового объекта недвижимости.
  
2) Имеют отношение именно к любому гипотетическому покупателю (в отличие от инвестиционной стоимости, при оценке которой учету подлежат последствия для конкретного покупателя – п. 16 ФСО II).
+
10) ключевой технический персонал в компаниях со сложными технологическими процессами; виды деятельности, требующие значительного интеллектуального, творческого труда, специальных познаний и т.д.
  
3) например: ключевой технический персонал в компаниях со сложными технологическими процессами; виды деятельности, требующие значительного интеллектуального, творческого труда, специальных познаний
+
11) имеется в виду ~ обучение специфике деятельности конкретного бизнеса.
  
4) имеется в виду ~ обучение специфике деятельности конкретного бизнеса
+
12) выход участника сопровождается потерей сырьевой / клиентской базы или расторжением договоров на использование нематериальных активов и т.д.
  
5) выход участника сопровождается потерей сырьевой / клиентской базы или расторжением договоров на использование нематериальных активов и т.д.
+
13) например, Сделка может совершаться совместно с иными сделками, по результатам которых покупателю переходит полный контроль над соответствующим бизнесом.
  
6) например, установление возможности использования иного сырья на конкретном оборудовании может требовать проведения технического аудита
+
14) например, установление возможности использования иного сырья на конкретном оборудовании может требовать проведения технического аудита.
  
 +
15) например, стоимость активов меньше размера обязательств.
  
  
  
 
[[Category:методические разъяснения ЭС]]
 
[[Category:методические разъяснения ЭС]]

Текущая версия на 06:38, 31 октября 2023

Методические разъяснения по подготовке отчетов об оценке бизнеса для предоставления в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации

Редакция 5

1. Методические разъяснения носят рекомендательный характер, предназначены для подготовки отчетов об оценке бизнеса (акций, долей участия) в целях предоставления в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее – Правительственная комиссия) и обобщают практику подготовки соответствующих отчетов об оценке. Методические разъяснения развивают положения [15] по результатам их практической апробации и обобщения соответствующей практики.

2. Указами Президента РФ [1 – 3] установлен особый порядок совершения сделок1 с пакетами акций и долями участия в российских компаниях, владельцами которых являются(лись) лица, связанные с недружественными странами [4] (далее – Сделки). Проведение Сделок требует разрешения Правительственной комиссии, которое принимается, в т.ч. с учетом анализа отчета об оценке соответствующего бизнеса вместе с положительным заключением саморегулируемой организации оценщиков по результатам его экспертизы [5, 6].

3. На сайте Министерства финансов Российской Федерации размещены списки рекомендованных оценочных компаний [20] и саморегулируемых организаций оценщиков [21].

4. Компоненты Задания на оценку (п. 3 ФСО IV [11]):

4.1. Объект оценки:

  • акции2 (доля участия), принадлежащие конкретному лицу (акционеру / учредителю);
  • требование п. 5 ФСО III [10] по отражению использования специальных допущений в формулировке объекта оценки может быть выполнено следующим образом: «… с учетом специальных допущений, указанных в разделе … Задания на оценку».

4.2. Вид стоимости – рыночная3.

4.3. Предпосылки стоимости – стандартные рыночные (п. 14 ФСО II [9])4.

4.4. Дата оценки – рекомендуется установить так, чтобы по состоянию на эту дату уже была доступна информация о намерении совершить Сделку. Это позволит избежать нарушения требований п. 12 ФСО III [10] (ограничение на использование информации, которая стала доступна после даты оценки).

4.5. Цель оценки ~ «Для предоставления в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ в целях согласования сделки [вид сделки]».

4.6. Допущения и ограничения – могут содержать:

  • описание существенных условий предполагаемой сделки5,6;
  • использование отдельных материалов в процессе оценки (см. п. 11);
  • ограничения в отношении источников информации и объема исследования (в том числе описанные в [16]);
  • условия учета внутригрупповых расчетов, расчетов с контрагентами в недружественных странах (сроки, вероятность, взаимозачеты).

5. Рыночная стоимость устанавливается с учетом планов и перспектив развития бизнеса, которые определяются (п. 6, 7 ФСО 8 [13]):

5.1. Характеристиками имущественного комплекса, финансовым состоянием бизнеса и параметрами его деятельности;

5.2. Отраслевой и макроэкономической конъюнктурой (в частности, анализу подлежит влияние санкций и ответных мер РФ);

5.3. Последствиями7 Сделки, которые имеют отношение к гипотетическому (типичному рыночному) покупателю8 (п. 14 ФСО II) (далее данная составляющая планов и перспектив развития – Последствия Сделки). Специфика учета данной составляющей рассмотрена далее.

6. Экономические Последствия Сделки:

6.1. Зависят от оцениваемого количества акций (размера доли), характеристик имущественного комплекса, деятельности конкретного бизнеса, а также вида сделки1.

6.2. Распространенные примеры Последствий Сделки:

  • изменение контрагентов бизнеса (покупателей, поставщиков, кредиторов);
  • изменение структуры и условий финансирования;
  • изменение условий доступа к ключевому сырью, материалам, объектам интеллектуальной собственности, технологиям и обслуживанию оборудования (от полной недоступности до изменения цены, сроков и т.д.);
  • появление обязательств, необходимых для продолжения деятельности (расторжение договоров с выплатой соответствующей неустойки, увольнение части сотрудников с выплатой выходного пособия и т.д.);
  • появление избыточных или непрофильных активов;
  • изменение размера денежных потоков, их распределения во времени и связанных с ними рисков, в т.ч. в связи с существенными условиями Сделки (п. 4.6);
  • изменение условий доступа к ключевому сырью, материалам, объектам интеллектуальной собственности (цена, сроки и т.д.);
  • появление оснований для прогноза плановой ликвидации бизнеса [17].

6.3. Сделка может не приводить к существенным для бизнеса последствиям9.

7. Доходный подход к оценке:

7.1. Последствия Сделки могут влиять на величину денежных потоков, рисков деятельности, а также размер итоговых корректировок (например, стоимость избыточных и непрофильных активов – см. п. 7). При этом следует избегать двойного учета факторов стоимости (п. 23 ФСО V [11]).

7.2. Риски будущей деятельности могут отличаться от среднерыночных и ретроспективных. Риски могут как повышаться, так и снижаться, например в связи с ответными мерами РФ на санкции (поддержка отечественных производителей, импортозамещение, обеспечение технологического и иного суверенитета и т.д.). Последствия Сделки могут быть учтены в величине ставки дисконтирования за счет: премии за специфический риск, премии за размер, изменения структуры капитала, изменения стоимости заемного капитала.

7.3. Может иметь место существенное различие прогнозных и ретроспективных показателей деятельности в связи с существенным изменением условий функционирования бизнеса из-за Последствий Сделки – снижается достоверность методов оценки, основанных на экстраполяции ретроспективных результатов.

7.4. Планы и перспективы развития бизнеса формируются с учетом ключевых показателях эффективности для новых акционеров (собственников) (п.п. 3 п.1 [5], при наличии на дату составления отчета об оценке).

7.5. Следует избегать использования необоснованно оптимистических прогнозов результатов деятельности оцениваемого бизнеса, поскольку это противоречит предпосылкам рыночной стоимости (см. [9]).

8. Затратный подход к оценке:

8.1. Последствия Сделки могут отражаться на:

  • рыночной стоимости нематериальных активов;
  • обесценении части активов, экономическая полезность которых снизилась из-за Последствий Сделки (незавершенное строительство, расходы будущих периодов, отложенные налоговые активы и т.д.);
  • рыночной стоимости займов и кредитов.

8.2. Существенным по стоимости активом может являться персонал, поскольку продолжение отдельных видов деятельности требует сотрудников такой квалификации и количества, получение которых в разумные сроки затруднено10. Стоимость данного актива может быть определена по рыночным затратам на поиск и обучение11 сотрудников.

8.3. Применение подхода носит ограниченный характер (п. 11 ФСО 8). Может применяться, когда Последствия Сделки характеризуются высокой неопределенностью и денежные потоки бизнеса не могут быть определены12.

8.4. При наличии предпосылки ликвидации бизнеса после совершения Сделки – оценка осуществляется по методу плановой ликвидации [18].

9. Сравнительный подход – как правило, не применяется, в связи с отсутствием необходимой информации [20], а также невозможностью учесть Последствия сделки.

10. Учет скидок и премий:

10.1. Рыночная стоимость определяется с учетом рыночного уровня скидки на недостаток контроля (премии за контроль), скидки на низкую ликвидность.

10.2. В общем виде, отсутствуют основания для невнесения скидок на неконтрольный характер для миноритарных пакетов акций (долей участия), поскольку:

  • Сделка осуществляется по инициативе продавца;
  • Сделка не является обязательным выкупом акций – не применимы положения ст. 87 Закона об АО [7];
  • определению подлежит рыночная, а не действительная стоимость – не применимы положения ст. 23, 26 Закона об ООО [8].

10.3. Размер скидки на неконтрольный характер (премии на контроль) следует определять с учетом фактических обстоятельств / намерений совершения Сделки13.

10.4. Скидку на низкую (ограниченную) ликвидность следует применять в том случае, когда сопоставимые аналоги имеют более высокую ликвидность по сравнению с объектом оценки (п. 30.17 МСО 105 [22]). Как правило, отсутствуют основания для внесения данной скидки.

11. Установление Последствий Сделки может требовать проведения анализа, не относящегося к процессу оценки14 (п. 2 ФСО III). Результаты соответствующего анализа могут быть предоставлены Оценщику Заказчиком или отраслевыми специалистами (п. 11 ФСО III). Использование данных материалов и связанные с этим допущения, ограничения рекомендуется закрепить в Задании на оценку (п.п. 6 п. 3 ФСО IV). При этом Оценщик проверяет достоверность соответствующих данных, используя доступные ему способы [14].

12. Правительственная комиссия выдает разрешение на совершение Сделки по результатам анализа ее экономических последствий. В отчете об оценке следует привести детализированное описание бизнеса, акции / доли участия которого оцениваются, с акцентом на: характеристику имущественного комплекса, ретроспективной и прогнозной сырьевой базы, инвестиционных / капитальных вложений, особенности формирования денежных потоков.

13. В случае отсутствия экономической полезности у объекта оценки15 его стоимость устанавливается в размере 1 (один) условный рубль [18];


Источники:

1. Указ Президента РФ от 08.09.2022 № 618 «Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами».

2. Указ Президента РФ от 15.10.2022 № 737 «О некоторых вопросах осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций)».

3. Указ Президента РФ от 03.03.2023 № 138 «О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением ценных бумаг».

4. Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц».

5. Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 22.12.2022 № 118/1.

6. Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 02.03.2023 № 143/4.

7. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

8. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

9. Федеральный стандарт оценки «Виды стоимости (ФСО II)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200.

10. Федеральный стандарт оценки «Процесс оценки (ФСО III)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200.

11. Федеральный стандарт оценки «Задание на оценку (ФСО IV)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200.

12. Федеральный стандарт оценки «Подходы и методы оценки (ФСО V)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200.

13. Федеральный стандарт оценки «Оценка бизнеса (ФСО №8)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.06.2015 № 326.

14. Методические разъяснения по проверке данных Заказчика при оценке отдельных предприятий от 10.04.2018 МР–1/18.

15. Методические разъяснения по подготовке отчетов об оценке бизнеса для предоставления в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации в редакциях от 06.03.2023 № МРз-23/2, от 27.03.2023 № МРз-2/23(2), от 02.05.2023 № МРз-2/23(3), от 11.10.2023 № МРз-2/23(4).

16. Методические разъяснения по оценке стоимости по общедоступным источникам информации от 12.07.2023 № МРз–4/23.

17. Методические разъяснения по оценке бизнеса при наличии предпосылки его ликвидации от 07.02.2023 № МРз–1/23.

18. Методические разъяснения по вопросу нулевой / отрицательной расчетной величины стоимости. МР–1/21 от 18.10.2021

19. Отказ от использования сравнительного подхода при оценке стоимости предприятия [Электронный ресурс] // srosovet.ru: Ассоциация «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет».

20. Перечень оценщиков (оценочных организаций), рекомендованных для проведения оценки рыночной стоимости активов [Электронный ресурс] // minfin.gov.ru: Министерство финансов Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/ru/permission/79-81.

21. Перечень рекомендованных саморегулируемых организаций оценщиков …. [Электронный ресурс] // minfin.gov.ru: Министерство финансов Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/ru/permission/79-81.

22. Международные стандарты оценки / пер. с англ. под ред. И.Л. Артеменкова, С.А. Табаковой. — М.: Ассоциация «Русское общество оценщиков», 2022. — 198 с.


Сноски

1) наиболее часто – купля-продажа; также встречаются: ликвидация, внутригрупповые сделки и т.д.

2) если сутью Сделки является продажа пакета акций, отличного от 100%, то формирование объекта оценки как «1 акция в составе 100% пакета» – является ошибочным, вводит в заблуждение пользователей отчета об оценке.

3) отсутствуют основания для установления действительной стоимости, поскольку: а) в [5, 6] прямо указано, что Правительственная комиссия рассматривает отчеты об оценке рыночной стоимости, б) положения ст. 23 Закона об ООО [8], не распространяются на сделки, требующие разрешения Правительственной комиссии.

4) положение п.п. 2) п. 1 Выписки из протокола Правительственной комиссии [5] и п. 1 Выписки из протокола Правительственной комиссии [6] являются управленческим решением и не относится к факторам стоимости, подлежащим учету в отчете об оценке.

5) как правило, регулируются договором купли-продажи за пределами процесса оценки.

6) например, возможность возобновления деятельности продавцом за счет обратного выкупа (buy back), осуществление Сделки совместно с иными сделками) и т.д.

7) например, могут быть связаны с фактом выхода акционера(ов) / учредителя(ей) по результатам Сделки

8) имеют отношение к любому гипотетическому покупателю (в отличие от инвестиционной стоимости, при оценке которой учету подлежат последствия для конкретного покупателя – п. 16 ФСО II).

9) например, основная деятельность связана со сдачей в аренду типового объекта недвижимости.

10) ключевой технический персонал в компаниях со сложными технологическими процессами; виды деятельности, требующие значительного интеллектуального, творческого труда, специальных познаний и т.д.

11) имеется в виду ~ обучение специфике деятельности конкретного бизнеса.

12) выход участника сопровождается потерей сырьевой / клиентской базы или расторжением договоров на использование нематериальных активов и т.д.

13) например, Сделка может совершаться совместно с иными сделками, по результатам которых покупателю переходит полный контроль над соответствующим бизнесом.

14) например, установление возможности использования иного сырья на конкретном оборудовании может требовать проведения технического аудита.

15) например, стоимость активов меньше размера обязательств.