Движимое имущество:Раздел 3. Затратный подход к оценке — различия между версиями

Материал из wiki по квалификационному экзамену Оценщиков
Перейти к: навигация, поиск
(3.7. Коэффициент торможения)
(3.7. Коэффициент торможения)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 194: Строка 194:
 
Решение:
 
Решение:
  
<math> b=\frac{\ln\left({\displaystyle\frac{C_1}{C_2}}\right)}{\ln\left({\displaystyle\frac{X_1}{X_2}}\right)} = </math> b=\frac{\ln\left({\displaystyle\frac{200}{100}}\right)}{\ln\left({\displaystyle\frac{115}{50}}\right)} =  \frac{0,693}{0,833} \approx 0,832 </math>
+
<math> b=\frac{\ln\left({\displaystyle\frac{C_1}{C_2}}\right)}{\ln\left({\displaystyle\frac{X_1}{X_2}}\right)} = \frac{\ln\left({\displaystyle\frac{200}{100}}\right)}{\ln\left({\displaystyle\frac{115}{50}}\right)} =  \frac{0,693}{0,833} \approx 0,832 </math>
  
 
<math> b=\frac{\ln\left({\displaystyle\frac{C_{oo}}{C_1}}\right)}{\ln\left({\displaystyle\frac{X_{oo}}{X_1}}\right)} \rightarrow C_{oo}=C_1 \times (\frac{X_{oo}}{X_1})^b =
 
<math> b=\frac{\ln\left({\displaystyle\frac{C_{oo}}{C_1}}\right)}{\ln\left({\displaystyle\frac{X_{oo}}{X_1}}\right)} \rightarrow C_{oo}=C_1 \times (\frac{X_{oo}}{X_1})^b =

Текущая версия на 19:50, 28 марта 2024

Навигация по разделу "движимое имущество:"общие темы, базовые понятия, затратный подход, сравнительный подход, доходный подход, оценка стоимости транспортных средств, источники, глоссарий - движимое

3.1. Методы затратного подхода

В целом, затратный подход к оценке машин и оборудования основывается на следующей формуле:

где:
– рыночная стоимость объекта оценки, ден.ед.;
– затраты на замещение (воспроизводство), ден.ед.;
– Совокупный износ, доли ед.

В зависимости от того, как определяется величина затрат на замещение (воспроизводство) выделяют следующие основные методы затратного подхода к оценке:


3.1.1. Метод прямой калькуляции – основан на расчете фактических затрат на создание идентичного объекта, основанном на анализе фактических затрат труда, материалов и средств механизации. Общая логика сходна с составлением сметы на создание объекта недвижимости.

3.1.2. Метод индексации (трендов) с помощью ценовых индексов затратного типа – метод, основанный на приведении ретроспективных ценовых данных к дате оценке при помощи ценовых индексов (трендов) (глоссарий Минэкономразвития).

3.1.3. Метод, опирающийся на расчет себестоимости изготовления – расчет величины затрат на замещение на основании данных о себестоимости производства однородного объекта (глоссарий Минэкономразвития).

3.1.4. Метод разбивки на компоненты (метод поэлементного расчета) – метод расчета стоимости объекта как суммы стоимостей его отдельных компонентов.

3.2. Расчет затрат на воспроизводство/замещение с использованием индексов изменения цен

3.2.1. Затраты на воспроизводство машин и оборудования (без учета износа и устареваний) определяются на основе сравнения с затратами на создание или производство либо приобретение точной копии объекта оценки (п.п. «б» п. 14 ФСО №10).

3.2.2. Затраты на замещение машин и оборудования (без учета износа и устареваний) определяются на основе сравнения с затратами на создание или производство либо приобретение объекта, имеющего аналогичные полезные свойства (п.п. «б» п. 14 ФСО №10).

3.2.3. Общую информацию про индексирование см в п. 2.4.

3.3. Выбор корректных дат и стоимостей для индексации согласно бухгалтерскому учету

3.3.1. При выборе даты, с которой будет происходить индексация стоимости, следует различать

  • дату принятия к бухгалтерскому учету – техническая дата, когда информация об объекте появилась в бухгалтерской отчетности. На данную дату объект может быть как новым, так и уже иметь некоторый износ/устаревание;
  • дата приобретения – обычно подразумевается дата заключения договора купли-продажи, на которую объект может быть как новым, так и уже иметь некоторый износ/устаревание;
  • дата ввода в эксплуатацию – дата начала эксплуатации объекта. Обычно совпадает с датой начала накопления физического износа (если объект не находился на длительном хранении, не транспортировался в течение длительного времени, либо не имеет повреждений до начала эксплуатации).

3.3.2. При использовании данных бухгалтерского учета, как правило, в качестве индексируемой величины выбирается первоначальная балансовая стоимость, что позволяет получить величину затрат на замещение или воспроизводства без учета износов и устареваний.

Первоначальная балансовая стоимость (первоначальная стоимость) – сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов, отраженная в бухгалтерском учете организации.

Остаточная балансовая стоимость (остаточная стоимость) – разница между первоначальной стоимостью основного средства и начисленной амортизацией за период между датой постановки на баланс и отчетной датой, отраженная в бухгалтерском учете инвентарной позиции.

3.4. Типы индексов (рублевые/валютные, цепные/базисные)

3.4.1. Индекс изменения цен – отношение цены товара (услуги) в конце периода к его цене в начале периода.

3.4.2. Цепной помесячный ценовой индекс – отношение цены в данном месяце к цене в предыдущем месяце для одного и того же объекта.

3.4.3. Индекс Росстата – публикуемые Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) корректирующие индексы по видам/группам.

3.4.4. Рублевый индекс – показатель, характеризующий изменение цен, номинированных в рублях.

3.4.5. Валютный индекс – показатель, характеризующий изменение цен, номинированных в соответствующей валюте;

3.4.6. Цепной индекс – показывает изменение стоимости относительно базисного уровня цен:

где:
– цепной индекс за интервал времени (0; n), ед.;
– индекс приведения к предыдущему периоду за период n, ед.;

3.5. Валютные корректировки

Формулировка вопроса допускает неоднозначное толкование.

Валютная корректировка (в общем виде) – корректировка, позволяющая учесть различие в курсах валют.

3.6. Выбор аналогов и корректировки их стоимости

3.6.1. Объект-аналог – объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (п. 10 ФСО №1).

  • Аналог классификационный – оцениваемый объект и объект сравнения относятся к одной классификационной группе машин по назначению, принципу действия, конструктивному исполнению и техническим характеристикам.
  • Аналог функциональный – оцениваемый объект и объект сравнения обладают сходством назначения, т.е. они способны выполнять одинаковые функции. При этом могут отличаться по конструкции, принципу действия, потребляемым ресурсам.

Объект, имеющий аналогичные полезные свойства – объект, у которого имеется сходство с объектом оценки по функциональному назначению, принципу действия, конструктивной схеме (п.п. «г» п. 14 ФСО №10).

Факторы стоимости (элементы сравнения) – качественные и количественные характеристики объекта, изменение которых приводит к изменению его стоимостной оценки. Комментарии к определению «объект-аналог»:

Таблица 9
№ п/п Фрагмент определения Комментарий
1 … сходный объекту оценки … Критерием схожести является разница в значениях факторов стоимости объекта оценки и объектов-аналогов.

В общем виде:

где:
– разница в значении ценообразующего параметра между объектом оценки и объектом-аналогом.

Пороговое значение схожести (аналог / не аналог) определяется индивидуально – зависит от значений ценообразующих параметров объекта оценки, объектов-аналогов и рыночной конъюнктуры.

2 … по основным … характеристикам… Основные характеристики, влияющие на стоимость = существенные факторы стоимости  критерий существенности.

Критерий существенности зависит от [24, 25]:

  • объектного аспекта – параметров объекта оценки;
  • рыночного аспекта – рыночной конъюнктуры;
  • оценочного аспекта – погрешности исходных данных; погрешности методов расчета; субъективной погрешности, вносимой Оценщиком.
3 … и другим характеристикам … К другим характеристикам, выходящим за рамки групп «экономические», «материальные» и «технические» может быть отнесена группа правовых характеристик: объем прав на объект оценки и его составные части, наличие сервитутов и обременений.

3.6.2. Точной копией объекта оценки для целей оценки машин и оборудования признается объект, у которого совпадают с объектом оценки, как минимум, следующие признаки: наименование, обозначение модели (модификации), основные технические характеристики (п.п. «в» п. 14 ФСО №10).

3.6.3. Критерии выбора объектов-аналогов:

Таблица 10
№ п/п Критерий Комментарий
1 Обеспечение максимальной точности расчетов При прочих равных условиях следует выбрать такие аналоги, различия в ценообразующих характеристиках которых с объектом оценки могут быть учтены максимально точно.
2 Информация по объектам-аналогам должна описывать все существенные факторы стоимости. См. п. 2 табл. 7.
3 Значения существенных факторов стоимости должны быть близки к объекту оценки. См. п. 1 табл. 7.
4 Выборка объектов-аналогов должна быть репрезентативна текущей ситуации на рынке. Репрезентативность – соответствие характеристик выборки данных, используемых в расчете характеристикам, генеральной совокупности данных в целом (всех потенциально доступных данных в определенном сегменте рынка). Репрезентативность определяет, насколько возможно распространять результаты моделирования на основе определенной выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была взята.

При некотором упрощении, ближайшим аналогом термина «репрезентативность» из математической статистики является «достаточность» из законодательства об оценочной деятельности.

5 Источники получения информации по объектам-аналогам должны быть открытыми, либо информация должна быть документально подтверждена.
6 Следует использовать аналоги, существенное различие в цене которых относительно друг друга могут быть объяснены известными значениями факторов стоимости. Должны быть понятны причины отличия цен объектов-аналогов (с учетом рыночной волатильности).
7 Следует использовать аналоги, различия в факторах стоимости которых могут быть учтены в расчетах. Ряд различий в факторах стоимости не могут быть учтены в расчетах в связи с отсутствием необходимых аналитических и статистических данных.

Подобные аналоги не рекомендуется использовать в расчетах.

3.6.4. Применительно к затратному подходу к оценке машин и оборудования критериями выбора объектов-аналогов обычно являются:

  • функциональное назначение;
  • принцип действия;
  • конструктивная схема;
  • производительность;
  • потребляемая мощность (расход ресурсов);
  • массо-габаритные параметры;
  • производитель и пр.

3.6.5. Цель внесения корректировок – устранение различий между объектом оценки и объектом-аналогом в значениях ценообразующих факторов.

3.6.6. Направление внесения корректировок:

  • повышающая корректировка – вносится в цену объекта-аналога, если значение его фактора стоимости хуже, чем у объекта оценки (объект оценки стоит больше аналога);
  • понижающая корректировка – вносится в цену объекта-аналога, если значение его фактора стоимости лучше, чем у объекта оценки (объект оценки стоит меньше аналога).

3.6.7. В зависимости от характера влияния на стоимость корректировки подразделяют на:

  • денежные (абсолютные) – денежная сумма, в которую оценивается различие в характеристиках объекта аналога и объекта оценки. Денежная корректировка может применяться:
    • к цене объекта аналога в целом;
    • к единице сравнения (например, к цене КВт, т).
  • процентная (относительный) – корректировка, вносимая путем умножения цены продажи объекта аналога или его единицы сравнения на коэффициент, отражающий степень различия в характеристиках объекта-аналога и оцениваемого объекта.

Коммерческие корректировки Предназначены для перевода цены аналога к условиям обычной продажи (корректировка по фактору времени, устранение нетипичных условий продажи и т.п.).

3.6.8. Основными методами определения величины корректировок являются:

Таблица 11
№ п/п Наименование Комментарий
1 На основе аналитических / статистических данных Прямое определение величины корректировки, например, по данным аналитических исследований и справочников, в которых указывается размер корректировки для конкретной ситуации.
2 Метод компенсационных издержек ,
где:
- корректировка, ден. ед.;
- i-ые издержки на устранение соответствующего различия, ден. ед.
3 Парное сравнение продаж
где:
- цена объектов, отличающихся по значению единственного ценообразующего параметра, на различие в котором определяется величина корректировки, ден. ед./год.
4 Метод капитализации потерь
где:
- потери чистого операционного дохода, обусловленные различием в значениях ценообразующего параметра, ден. ед./год;
- ставка капитализации, доли ед.
5 Регрессионный анализ См. п. 5.5.
6 Группа экспертных методик Например:
  • прямое определение величины износа (устаревания) на основе экспертного мнения;
  • использование шкал экспертных оценок;
  • метод анализа иерархий (метод Саати) и пр.

3.6.9. Аддитивная модель внесения относительных корректировок – модель, предполагающая расчет совокупной корректировки как суммы всех вносимых относительных корректировок:
3.6.10. Мультипликативная модель внесения корректировок:

3.7. Коэффициент торможения

3.7.1. Коэффициент торможения (коэффициент Чилтона) – показатель степени, характеризующий силу влияния главного параметра (фактора стоимости) на стоимость объекта. Примеры главного параметра – производительность, мощность, масштаб объекта (объем, водоизмещение) и т.д.

где:
- коэффициент торможения, доли ед.;
- цена 1 и 2 аналога, объекта оценки, ден.ед.;
- значение главного параметра 1 и 2 аналога, объекта оценки, ед.

3.7.2. Пример решения задачи: цена аналога 1 производительностью 115 ед.прод./смена составляет 200 ден.ед., цена аналога 2 производительностью 50 ед.прод./смена – 100 ден.ед. Определить стоимость объекта оценки производительностью 130 ед.прод./смена.

Решение:

Важно! Вид дроби, на основании которой определяется величина коэффициента торможения, должен соответствовать виду дроби, по которой производится расчет стоимости объекта оценки. Например, для приведенного выше примера: если дробь X1/X2 является правильной (знаменатель больше числителя), то и дробь XOO/X1 также должна быть правильной (и наоборот).

3.7.3. На что обратить внимание в практической деятельности:

  • перед проведением расчетов с использованием коэффициента торможения следует удостовериться, что в соответствующем сегменте рынка зависимость имеет степенной вид;
  • зависимость, описываемая при помощи коэффициента торможения, может иметь место только внутри узкого диапазона значений ценообразующих параметров. Например, для комплектных трансформаторных подстанций (КТП) до определенной мощности коэффициент торможения один, а свыше – другой. Причиной является то, что до некоторой мощности трансформаторы помещаются в типовой корпус (ящик), а свыше – растет типоразмер корпуса и связанные с ним издержки. Данное отличие не быть учтено в простейшей формуле с одним коэффициентом торможения, как правило, выводят несколько зависимостей для разных диапазонов мощности;
  • для упрощения решения задач на указанную зависимость на большинстве калькуляторов целесообразно запомнить следующую последовательность:

ab = c → b * ln (a) = ln(c) → b = ln(c)/ln (a)

3.8. Прямые и косвенные затраты, учитываемые при расчете затрат на воспроизводство/замещение (таможенные пошлины, доставка, монтаж/демонтаж, пуско-наладка и т.д.)

3.8.1. Прямые расходы (затраты) – все затраты, непосредственно связанные с приобретением и вводом объекта в эксплуатацию (включая затраты на упаковку, доставку, таможню, монтаж и шеф-монтаж, пуско-наладку и прочие). Данные затраты, за исключением нетипичных затрат (таких как ускоренная доставка, срочное оформление документации и других), включаются в затраты на замещение (глоссарий Минэкономразвития России).

3.8.2. Косвенные расходы нельзя однозначно отнести к конкретному объекту (проектирование производственной площадки, инжиниринг, финансирование и др.), поскольку они обычно относятся к целому имущественному комплексу, а не к отдельным объектам (глоссарий Минэкономразвития России).

3.8.3. В рамках затратного подхода к оценке при определении рыночной стоимости учитываются все прямые и косвенные затраты, которые несут типичные рыночные субъекты в типичных рыночных условиях. Основными видами подобных затрат являются:

  • таможенные пошлины;
  • доставка;
  • монтаж/демонтаж;
  • пуско-наладочные работы.

При определении рыночной стоимости не учитываются затраты, которые нехарактерны для типичных рыночных условий, например, затраты на ускоренное оформление документов или ускоренную доставку.

3.8.4. Затраты на воспроизводство / замещение объекта оценки определяются по следующей формуле (в общем виде, дополнительно см. п. 3.8.7, 3.8.8):

где:
– затраты на воспроизводство, ден.ед.;
– цена (стоимость) приобретения, ден.ед.;
– таможенные платежи, ден.ед.;
– стоимость доставки, ден.ед.;
– стоимость монтажа, ден.ед.;
– стоимость пуско-наладочных работ, ден.ед.;

Учету подлежат все затраты, которые несет типичный рыночный субъект, действующий в соответствии с типичными правилами делового оборота. Например, к указанным затратам, как правило, не относятся расходы на ускоренное оформление каких-либо документов / разрешений.

3.8.5. Таможенные платежи.

3.8.5.1. Стоимость с учетом таможенных платежей (глоссарий Минэкономразвития):

где:
– стоимость с учетом таможенных платежей, ден.ед.;
– ставка НДС, доли ед.;
– таможенная стоимость, ден. ед.;
– величина пошлины, ден.ед.;
– акциз, ден.ед..

3.8.5.2. Таможенная стоимость товаров – денежная стоимость товара, на основе величины которой начисляются таможенные пошлины, сборы и платежи на ввозимый в страну товар; определяется декларантом согласно правилам и методам таможенной оценки (глоссарий Минэкономразвития);

3.8.5.3. К таможенным платежам относятся (ст. 46 [18]):

  1. ввозная таможенная пошлина;
  2. вывозная таможенная пошлина;
  3. налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
  4. акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
  5. таможенные сборы.

3.8.5.4. Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств-членов. Размеры таможенных сборов не могут превышать примерной стоимости затрат таможенных органов на совершение действий, в связи с которыми установлены таможенные сборы. (ст. 47 [18]).

3.8.5.5. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено [18] (ст. 51 [18]).

3.8.5.6. Ставки таможенным пошлин (ст. 53 [18]):

  • для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено [18];
  • для исчисления вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых установлены законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с п. 8 ст. 104 [18], применяются ставки, действующие на установленный таким законодательством государств-членов день;
  • для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, за исключением случаев, предусмотренных в соответствии с Договором о Союзе, а также случаев, когда в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами Союза с третьей стороной для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза;
  • при несоблюдении условий предоставления тарифных преференций для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, если иное не установлено Договором о Союзе;
  • для исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со ст. 61 [18] они подлежат уплате, если иное не установлено международными договорами в рамках Союза и (или) двусторонними международными договорами государств-членов;
  • для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со ст. 61 [18] они подлежат уплате.

3.8.6. Таможенная процедура реэкспорта (ст. 238 [18]) – таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой иностранные товары вывозятся с таможенной территории Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) с возвратом (зачетом) сумм таких пошлин и налогов в соответствии со ст. 242 [18], а товары Союза - без уплаты вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.

В общем виде, реэкспорт осуществляется без уплаты уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин (ст. 241 [18]), в отдельных случаях – с их возвратом (ст. 242 [18]).

3.8.7. Правила Incoterms® (Инкотермс).

Приведенный ниже текст относится к Инкотермс 2010. С 01.01.2020 применяются Инкотермс 2020, однако стороны могут использовать и версию Инкотермс 2010. Подробнее про изменения мы напишем позже. Будьте внимательны! На экзамене обычно в задании указаны собственно условия поставки, а не код по Инкотермс.

3.8.7.1. Для унификации и упрощения делового оборота условия поставки и оплаты, как правило, описываются в терминах правил Incoterms® (в настоящее время действует редакция Incoterms 2010) . В правилах Incoterms® (Инкотермс) используются сокращения по первым трем буквам торговых терминов, отражающие предпринимательскую практику в договорах международной купли-продажи товаров. Правила Инкотермс определяют в основном обязанности, стоимость и риски, возникающие при доставке товара от продавцов к покупателям (рис. 3.8.7).

Rules intercoms.png

Рис. 3.8.7. Схема Incoterms® (Инкотермс)

Таблица Incoterms® (Инкотермс)

Одиннадцать терминов Инкотермс 2010 можно разделить на две отдельные группы: правила для любого вида или видов транспорта (п. 3.8.11.2) и правила для морского и внутреннего водного транспорта (п. 3.8.11.3)

3.8.7.2. Правила для любого вида или видов транспорта:

Таблица 12.
№ п/п Термин Расшифровка (перевод) Содержание термина
1 EXW Ex Works (франко завод) Продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом указанном месте (например: на заводе, фабрике, складе и т.п.). Продавец не отвечает ни за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, ни за уплату таможенных платежей, ни за таможенное оформление экспортируемого товара.

EXW возлагает на продавца минимальные обязанности.

2 FCA Free Carrier (франко перевозчик) Продавец передаст товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, указанному покупателем перевозчику в названном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца или в ином согласованном месте, то продавец несет ответственность за погрузку товара. На продавца возлагается обязанность по выполнению экспортных таможенных процедур для вывоза товара, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе.
3 СРТ Carriage Paid to (перевозка оплачена до) Продавец передаст товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, названному им перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до указанного места назначения. На продавца возлагается обязанность по выполнению экспортных таможенных процедур для вывоза товара, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе.
4 CIP Carriage and Insurance Paid to (перевозка и страхование оплачены до) Продавец передаст товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, названному им перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до указанного места назначения. На продавца также возлагается обязанность по обеспечению страхования от рисков потери и повреждения товара во время перевозки в пользу покупателя. Следовательно, продавец заключает договор страхования и оплачивает страховые взносы (от продавца требуется обеспечение страхования с минимальным покрытием). На продавца возлагается обязанность по выполнению экспортных таможенных процедур для вывоза товара, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе.
5 DAT Delivered at Terminal (поставка на терминале) Продавец считается выполнившим свои обязательства тогда, когда товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, разгружен с прибывшего транспортного средства и предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном терминале указанного места назначения. Под термином "терминал" в базисе поставки DAT понимается любое место, в т.ч. авиа/авто/железнодорожный карго терминал, причал, склад и т.д. Условия поставки DAT возлагают на продавца обязанности нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара и его разгрузкой на терминале, включая (где это потребуется) любые сборы для экспорта из страны назначения. На продавца возлагается обязанность по выполнению экспортных таможенных процедур для вывоза товара, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе
6 DAP Delivered at Place (поставка в месте назначения) Продавец выполнил свое обязательство по поставке, когда он предоставил покупателю товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта и готовый к разгрузке с транспортного средства, прибывшего в указанное место назначения. Условия поставки DAP возлагают на продавца обязанности нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара в место назначения, включая (где это потребуется) любые сборы для экспорта из страны назначения. На продавца возлагается обязанность по выполнению экспортных таможенных процедур для вывоза товара, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе.
7 DDP Delivered Duty Paid (поставка с оплатой пошлин) Продавец предоставит прошедший экспортную и импортную таможенную очистку, и готовый к разгрузке с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в указанном месте назначения. Продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара, включая любые сборы для экспорта из страны назначения и для импорта в страну назначения. Под словом «сборы» здесь подразумевается ответственность и риски за проведение таможенной очистки, а также за оплату таможенных формальностей, таможенных пошлин, налогов и других сборов.

DDP предполагает максимальные обязанности продавца.

3.8.7.3. Правила для морского и внутреннего водного транспорта:

Таблица 13.
Текст заголовка Текст заголовка Текст заголовка Текст заголовка
1 FAS Free Alongside Ship (свободно вдоль борта судна) Продавец выполнил поставку, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки. Риск утраты или повреждения товара переходит от продавца, когда товар расположен вдоль борта судна, с этого момента покупатель несет все расходы.
2 FOB Free on Board (свободно на борту) Продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в указанном порту отгрузки. Риск утраты или повреждения товара переходит от продавца, когда товар находится на борту судна, с этого момента покупатель несет все расходы.
3 CFR Cost and Freight (стоимость и фрахт) Продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, а риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, переходят от продавца на покупателя после размещения товара на борту судна в порту отгрузки.
4 CIF Cost Insurance and Freight (стоимость, страхование и фрахт) Продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, но риск потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя.

3.8.7.4. Учет правил Инкотермс при определении затрат на замещение (воспроизводство).

В случае если в качестве базы для расчета величины затрат на замещение (воспроизводство) используются данные «комплексного» договора на поставку соответствующего объекта (включает не только отгрузку, но и другие условия, в т.ч. по правилам Incoterms), выражение из п. 3.8.4 принимает следующий вид:

где:
– величина затрат сверх условий договора, ден.ед.

3.8.8. На что обратить внимание в практической деятельности.

3.8.8.1. Необходимость учета затрат на монтаж/демонтаж требует индивидуального анализа в т.ч. параметров сделки, для которой предполагается использовать результаты оценки. Например:

  • для целей судебного разбирательства может быть нужна стоимость без учета затрат на монтаж и пуско-наладочные работы; а для той же самой линии, но оцениваемой для целей залога – с учетом указанных величины;
  • оценка оборудования в рамках процедуры банкротства может потребовать учет уменьшения стоимости оборудования на величину затрат на демонтаж.

Соответствующую необходимость рекомендуется конкретизировать в задании на оценку (п.7 ФСО №10).

3.8.8.2. При индексации затрат на воспроизводство / замещения на дату оценки могут потребоваться различные индексы для их элементов (покупка, транспортировка, таможенные платежи, пуско-наладка и пр.).

3.9. Расчет износа и устареваний

3.9.1. Износ и устаревания – потеря объектом его стоимости вследствие снижения полезности.

3.9.2. Виды износа и устареваний:

3.9.2.1. Физический износ – уменьшение стоимости или полезности оцениваемого объекта вследствие использования или истечения его срока полезной службы, вызванного изнашиванием, порчей и воздействием физического напряжения и иных факторов (глоссарий Минэкономразвития).

3.9.2.2. Функциональное устаревание – уменьшение стоимости объекта из-за его несоответствия современным рыночным требованиям, которое выражается в повышении капитальных затрат и операционных издержек.

3.9.2.3. Внешнее (экономическое) устаревание – уменьшение стоимости в результате воздействия неблагоприятных внешних факторов, таких как низкий сравнительный спрос на продукцию, отраслевая переориентация, сложности с транспортировкой, чрезмерное государственное регулирование и т.п.

3.9.3. В зависимости от экономической целесообразности устранения износ и устаревания подразделяются на:

  • устранимые – износ (устаревание), устранение которого технически возможно и экономически целесообразно, т.е. экономическая выгода от устранения износа больше или равна производимым затратам;
  • неустранимые – износ (устаревание), устранение которого технически невозможно либо экономически нецелесообразно, то есть экономическая выгода от возможного устранения износа меньше производимых затрат.

3.9.4. В зависимости от срока службы в составе объектов выделяют:

  • долгоживущие элементы – конструктивные элементы, нормативный срок службы которых сопоставим с нормативным сроком службы самих объектов машин и оборудования;
  • короткоживущие элементы – конструктивные элементы, нормативный (полный) срок службы которых меньше нормативного (полного) срока службы самих объектов, составными частями которых они являются.

3.9.5. Основные методы определения величины износа и устареваний машин и оборудования:

Таблица 14
№ п/п Наименование Комментарий
Общие методы для различных видов износа и устареваний
1 Метод срока жизни (линейный метод начисления износа) Метод подразумевает равномерное (линейное) увеличение величины физического износа в течение полного срока службы объекта. По достижении полного срока службы физический износ принимает значение не более 100%.

где:
- физический износ, доли ед.;
- фактический срок службы, лет.;
- нормативный срок службы, лет.;

Если вместо фактического возраста в формулу подставляется эффективный, результатом будет величина накопленного износа (метод эффективного возраста расчета износа).

2 Метод компенсационных издержек
где:
- износ (устаревание), ден. ед.;
- i-ые издержки на устранение соответствующего износа, ден. ед.

Разновидностью является метод определения устранимого износа по нормативной стоимости капитального ремонта – считается справедливым допущение, согласно которому нормативная стоимость капитального ремонта равна стоимости устранимого износа.

3 Метод капитализации потерь
где:
- износ (устаревание), ден. ед.;
- потери чистого операционного дохода от эксплуатации объекта, связанные с влиянием соответствующего износа (устаревания), ден. ед./год;
- ставка капитализации, доли ед.

Модель применяется для устранимого износа (устаревания).

4 Метод парного сравнения продаж
где:
- износ (устаревание), ден. ед.;
- цена объектов, отличающихся только наличием/отсутствием признаков соответствующего износа (устаревания), ден.ед.

Модель применяется для неустранимого износа (устаревания)

5 Метод логистической кривой расчета износа Опирается на применение логистической функции для описания зависимости [физического] износа от хронологического возраста объекта (глоссарий Минэкономразвития):

Logcurve2.jpg

где:
- верхний предельный уровень коэффициента износа, соответствующий положению верхней асимптоты, доли ед.;
- коэффициент износа вторичности, вызванного тем, что оцениваемая машина становится товаром на вторичном рынке, доли ед;
- параметр, определяющий наклон линии в средней части, а именно в точке перегиба;
- хронологический возраст, годы.
6 Методика НИИАТ (дополнительно см. раздел 6.1)
где:
– физический износ, %;
– основание натуральных логарифмов, </math> e \approx 2,72 </tex>;
– функция, зависящая от возраста и фактического пробега транспортного средства с начала эксплуатации, ед.
7 Метод экспоненциальной кривой расчета износа Предполагает, что максимальный рост износа происходит в начале эксплуатации машины, а затем темп нарастания износа постепенно снижается и к концу срока службы минимален (глоссарий Минэкономразвития)
8 Группа экспертных методов Например:
  • прямое определение величины износа (устаревания) на основе экспертного мнения;
  • использование шкал экспертных оценок и пр.
Некоторые специфические методы определения величины внешнего (экономического) устаревания
9 По уровню загрузки
где:
- внешнее (экономическое) устаревание, доли ед.;
- среднерыночная загрузка имущественного комплекса, в состав которого входит объект, %;
- нормативная загрузка имущественного комплекса, в состав которого входит объект, %;
- коэффициент торможения, %.

Комментарии:

  • метод может применять только для узкоспециализированных машин и оборудования, использование которых за пределами отрасли не представляется возможным;
  • на практике и < 100%;
  • коэффициент торможения характеризует нелинейную зависимость уровня загрузки и потери полезности, при отсутствии соответствующей информации обычно принимается равным 1.

Методы расчета совокупного износа – см. п. 3.10

3.9.6. Сроки службы, возраст объектов

3.9.6.1. Срок службы (экономический срок службы, срок службы, полный срок службы, срок экономической жизни) – временной период с момента создания объекта до момента, пока его использование является экономически целесообразным. Может как совпадать со сроком жизни, так и быть меньше него.

3.9.6.2. Срок жизни (срок физической жизни, полный срок жизни) – полный срок существования объекта.

3.9.6.3. Срок физической жизни остаточный (срок физической жизни оставшийся) – Разница между полным и фактическим сроками жизни.

3.9.6.4. Нормативный срок службы (нормативный срок жизни, нормативный срок экономической жизни):

  • срок службы, установленный при технико-экономическом обосновании проекта исходя из наиболее рационального режима работы и соблюдения правил эксплуатации и записанный в технической документации (паспорте, стандарте, технических условиях, инструкции по эксплуатации и т.д.). Может как совпадать со сроком жизни и сроком службы, так и отличаться от них (Глоссарий Минэкономразвития);
  • срок службы объекта, который определен в нормативных актах для условий нормальной эксплуатации объекта.

3.9.6.5. Остаточный срок службы (оставшийся срок экономической службы, остаточный срок экономической службы) – временной период с текущего момента (или даты оценки) до момента, пока использование объекта является экономически целесообразным.

3.9.6.6. Хронологический возраст (фактический возраст) – временной период, прошедший от сдачи объекта в эксплуатацию (или изготовления) до текущего момента (или даты оценки).

3.9.6.7. Эффективный возраст:

  • возраст, соответствующий физическому состоянию машины, отражающий фактическую наработку машины по состоянию на дату оценки (или текущую дату) и учитывающий условия ее эксплуатации. Может отличаться от хронологического возраста (глоссарий Минэкономразвития);
  • разница между полным сроком экономической жизни объекта и его оставшимся сроком экономической жизни;
  • время, которым оценивается продолжительность жизни объекта, в зависимости от его физического состояния, оборудования, дизайна, экономических факторов, влияющих на его стоимость.

3.9.6.8. Остаточный срок службы (оставшийся срок службы, оставшийся срок экономической службы, остаточный срок экономической службы) – временной период с текущего момента (или даты оценки) до момента, пока использование объекта является экономически целесообразным.

3.9.7. На что обратить внимание в практической деятельности:

3.9.7.1. Начисление износа и устареваний должно основываться на анализе их признаков:

  • для физического – имеются следы разрушения / старения, приводящие к потере полезности;
  • для функционального – на рынке имеются аналоги, затраты на создание которых сопоставимы, а полезность больше по причине использования новых решений;
  • для внешнего (экономического) – объект расположен на депрессивном рынке либо бизнес, осуществляемый на базе объекта, характеризуется законодательным регулированием тарифов, уровень которых не обеспечивает приемлемой доходности.

3.9.7.2. Для повышения точности расчетов может применяться разбивка объекта на отдельные компоненты – например, отдельное начисление физического износа шины и прочие элементы автомобиля.

3.9.7.3. При начислении износов и устареваний следует проверять, чтобы они не начислялись на те элементы, которые:

  • не изношены у конкретного объекта оценки (например, двигатель, замененный по результатам ремонта);
  • отсутствуют у конкретного объекта (например, элемент не входит в комплект поставки объекта оценки).

3.10. Общий (совокупный) износ

Совокупный износ (общий износ, накопленный износ) – уменьшение величины затрат на воспроизводство или замещение объектов, которое может происходить в результате их физического разрушения, функционального и внешнего (экономического) устаревания, или комбинации этих источников, по состоянию на дату оценки.

Методы расчета совокупного износа – см. тему 3.11.

3.11. Аддитивная и мультипликативная модели расчета износов

3.11.1. Аддитивная модель расчета совокупного износа – модель, предполагающая расчет коэффициента совокупного износа как суммы коэффициентов физического износа, функционального и экономического устареваний. Модель подразумевает, что износ и устаревания действуют независимо и снижают полную стоимость на соответствующий процент.


где:
– коэффициент совокупного износа, доли ед.;
– коэффициент физического износа, доли ед.;
– коэффициент функционального устаревания, доли ед.;
– коэффициент экономического устаревания, доли ед.


Особенность модели – совокупный износ может иметь значение больше 1 (100%).

3.11.2. Мультипликативная модель расчета совокупного износа и устареваний – модель расчета совокупного износа и устареваний, подразумевающая, что износ и устаревания оказывают взаимное влияние на базу начисления друг друга. Применительно к совокупному износу:


Особенность модели – не позволяет получить совокупный износ в размере больше 1 (100%).
3.11.3. На что обратить внимание в практической деятельности:

3.11.3.1. В абсолютном большинстве случаев износ и устаревания оказывают взаимное влияние на базу начисления друг друга – совокупный износ следует определять по мультипликативной модели.

3.11.3.2. Чем меньше величины износа и устареваний, тем ближе результат расчета совокупного износа по аддитивной модели к результату расчета по мультипликативной.

3.11.3. На что обратить внимание в практической деятельности:

3.11.3.1. В абсолютном большинстве случаев износ и устаревания оказывают взаимное влияние на базу начисления друг друга – совокупный износ следует определять по мультипликативной модели.

3.11.3.2. Чем меньше величины износа и устареваний, тем ближе результат расчета совокупного износа по аддитивной модели к результату расчета по мультипликативной.

3.12. Расчет ликвидационной стоимости

3.12.1. Ликвидационная стоимость (п. 8 ФСО №2) – расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. При определении ликвидационной стоимости в отличие от определения рыночной стоимости учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным.

3.12.2. Единая методика определения величины ликвидационной стоимости отсутствует. Большинство сложных методик – например, Лейфера Л.А., В. и В. Галасюков оперируют константами, актуальные величины которых для конкретного объекта оценки на конкретную дату оценки не известны (например, «максимальная стоимость актива, по которой он «никогда» не будет продан» или «коэффициент эластичности спроса по цене»).

В упрощенном виде ликвидационная стоимость рассчитывается по следующей формуле:

где:
– ликвидационная стоимость, ден.ед.;
– рыночная стоимость, ден. ед.;
– cтавка дисконтирования (доходность альтернативных вложений), доли ед./пер. времени;
– разность между рыночным периодом экспозиции и сокращенным периодом экспозиции, для которого определяется ликвидационная стоимость, пер. времени;
– дополнительный поправочный коэффициент, учитывающий влияние прочих факторов, например, соотношение спроса, предложения (при отсутствии информации для обоснованного определения величины коэффициента он обычно принимается в размере 1), доли ед.

3.13. Расчет утилизационной (скраповой) стоимости

3.13.1. В действующем законодательстве РФ об оценочной деятельности отсутствует определение «утилизационной (скраповой)» стоимости. Распространены следующие определения указанного термина:

  • выраженная в денежных единицах стоимость выработавших свой ресурс и списываемых объектов, эксплуатация которых невозможна или нецелесообразна. Для таких объектов наиболее эффективным использованием признается реализация на вторичные материалы (в первую очередь, металлолом) (глоссарий Минэкономразвития) ;
  • стоимость, равная рыночной стоимости материалов, которые объект оценки в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки (Постановление Правительства РФ от 06.07.2001 г. №519);
  • стоимость объекта имущества (за исключением земельного участка), когда он рассматривается как совокупность содержащихся в нем материалов для продажи, а не для продолжения его использования без дополнительного ремонта и усовершенствования (МСО).

3.13.2. В общем виде утилизационная стоимость рассчитывается по следующей формуле:

где:
– утилизационная стоимость, ден.ед.;
– рыночная стоимость материалов, ден. ед.;
– затраты на разделку объекта оценки, ден. ед;
– затраты на транспортировку (материалов до места приема; рабочих и механизмов до места разделки), ден. ед;

3.13.3. Рыночная стоимость материалов, входящих в состав объекта оценки, обычно определяется методами сравнительного подхода к оценке.

3.13.4. На что обратить внимание в практической деятельности: покупатели материалов, например, металлолома, могут указывать их цену для различных условий приобретения (например, с учетом затрат на вывоз с площадки продавца).


Навигация по разделу "движимое имущество:"общие темы, базовые понятия, затратный подход, сравнительный подход, доходный подход, оценка стоимости транспортных средств, источники, глоссарий - движимое